Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
— 26 — каетъ одну только истину, и никогда не можетъ впасть въ ошибку,
потому что Духъ Святый, по замѣчанію Вселенскихъ патріарховъ,
предохраняетъ ее отъ ошибокъ и заблужденій чрезъ пастырей
ея. Потому Церковь есть столпъ и утвержденіе истины. Старообрядецъ: Вы говорите, что Церковь ваша говоритъ одну
истину,—какъ же патріархъ отвѣчалъ Никону, что кто не кре¬
стится тремя перстами, тотъ къ еретикамъ причисляется, и
есть проклятъ? Какой патріархъ и когда это было, спрашиваетъ о. собесѣд¬
никъ старообрядца. Стар. А вотъ я прочитаю по книгѣ, беретъ поспѣшно книжку
и читаетъ изреченіе клятвы на не крестящихся треперстно,
произнесенной патріархомъ Макаріемъ. Ирав. дѣлаетъ по поводу этой клятвы патріарха замѣчаніе:
вамъ лучше бы въ этомъ вопросѣ о сложеніи перстовъ для крест¬
наго знаменія сослаться на соборъ 1667 года, чѣмъ на одно
лицо. Одно лицо меньше имѣетъ авторитета, чѣмъ соборъ, про¬
изнесшій клятву на некрестящихся тремя перстами. И клятва
произнесена за противленіе Церкви и похуленіе одобренныхъ ею
обрядовъ. Этой клятвой какъ патріархъ Макарій, такъ и потомъ
соборъ 1667 года не возводили обрядъ сложенія перстовъ для
крестнаго знаменія въ догматъ, а только одобрили къ употреб¬
ленію обрядъ треперстнаго сложенія, какъ имѣющій происхож¬
деніе Апостольское, что доказывается употребленіемъ его съ
самыхъ древнихъ временъ христіанства всею вселенскою Церковію. Стар*— Нѣтъ, Церковъ возвела обрядъ въ догматъ, когда
назвала еретиками тѣхъ, кто не употребляетъ его? Прав. Не возвела обрядъ въ догматъ, а только клятвѣ под¬
вергла за похуленіе одобреннаго ею обряда и за отдѣленіе
вслѣдствіе обряда отъ Церкви. Потомъ обратилъ вниманіе старо¬
обрядца на произнесенную имъ рѣчь и замѣтилъ: вы, вѣроятно,
не всю рѣчь мою внимательно слушали. Если бы со вниманіемъ
прослушали, то и не предложили бы возраженія вашего, такъ
какъ на него имѣется въ рѣчи ясный отвѣтъ. Я указалъ на
время празднованія Пасхи въ Малоазійскихъ Церквахъ, совпадавъ
шее съ временемъ пасхи Іудейской. Время такого праздноваиія
было издавна, по примѣру Апостола Іоанна Богослова и преем* Оідііііесі Ьу Соодіе