Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
— 24 — Бъ тому, что исправленіе книгъ, чиновъ, н послѣдо¬
ваній поврежденныхъ есть неотложная обязанность па¬
стырей церкви русской, и въ особенности преемника
Іосифова, и потому патріархъ Никонъ достоинъ вѣчной
-благодарной памяти за совершенное имъ исправленіе
книгъ, чиновъ и послѣдованій Церковно-Богослужебныхъ.
Поэтому старообрядцы несправедливо укоряютъ его за
трудъ исправленія книгъ и обрядовъ церковныхъ. А все это, опять повторяю, произошло и происхо¬
дитъ вслѣдствіе незнанія различія, какое существуетъ
между обрядомъ и догматомъ. Итакъ, хотящему познать истину, дабы не лишиться
единенія со святою Церковію, прежде всего необходимо
твердо знать: что есть догматъ вѣры, и что обрядъ. Догматъ вѣры есть истина вѣры христіанской, пропо¬
вѣданная Самимъ Господомъ и Апостолами, и потому
неизмѣнная ни святителями, ни даже ангелами святыми,
какъ говоритъ объ этомъ весьма ясно апостолъ Павелъ:
аще ангелъ съ небеси благовѣститъ вамъ паче, еже бла-
4овѣсттомъ вамъ, анаѳема да будетъ. Такова напри¬
мѣръ истина воплощенія Сына Божія отъ Пресвятой
Дѣвы Маріи, о Которой тотъ же апостолъ Павелъ го-
горитъ: велія есть благочестія тайна: Волъ явился во
плоти. Бъ противоположность догмату, обрядъ есть
внѣшнее выраженіе внутренняго Богопочтенія христіа¬
нина, являемое различнымъ образомъ въ отношеніи
къ Богу и святымъ Его ангеламъ и человѣкамъ, уже
прикосновенное власти соборной. Поэтому, обряды раз¬
сужденіемъ соборнымъ и отмѣняются, и прибавляются,
какъ прежде указанныя 11-е и 19-е правила Лаодикій¬
скаго Собора показываютъ. И если кто, не зная, что
есть догматъ и что обрядъ, по одному обряду захочетъ ОідШгесІ Ьу ѵ^оодіе