Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
— 251 — и нѣсколько разъ брался читать изъ книги Вгьры; православные
заявляли, что это чтеніе не нужно, отъ него просятъ личнаго
его отвѣта. Илышъ, обращаясь къ. сидящимъ позади его слуша¬
телямъ, рисовался, что вотъ де онъ «сталъ выше творца книги,
что въ книгѣ есть, то не надо, а надо то, что скажетъ Иванъ?»
Въ собраніи однакожъ послышалось выраженіе неудовольства.
Приблизился къ собесѣднику владыка. Всѣ встали и поклонились,
и владыка отвѣчалъ поклономъ... Воцарилось молчаніе. Владыка
спокойно повелъ рѣчь о томъ, что надобно вести собесѣдованія
«по совѣсти»: когда спрашивается личный отвѣтъ, и притомъ
отвѣтъ краткій, надобно отвѣчать, а потомъ уже, если угодно,
и чтеніемъ изъ книги подтверждать свой отвѣтъ. Владыка по¬
томъ поставилъ на видъ Ильину то, что предложенный ему те¬
перь вопросъ не новый; это его долгъ, который остался за нимъ
отъ прошлой бесѣды. Ильинъ отъ отвѣта всячески уклонялся.
Въ это время вышеупомянутый стерецъ просилъ позволенія пред¬
ложить вопросъ владыкѣ. Позволеніе охотно было дано, и ста¬
рецъ высказался, что такъ-какъ онъ считаетъ себя сосудомъ
сатаны, то вѣрно ли такимъ себя считаетъ? Владыка съ уча¬
стіемъ объяснилъ, что такъ-какъ вопрошатель христіанинъ, хотя и
безпоповецъ, но все же вѣрующій во Христа, а не въ антих¬
риста, то къ нему близокъ Христосъ, зовущій грѣшника къ
покаянію (Апоиал. III, 20), въ сердцѣ вѣрующаго во Христа
мѣсто для Духа Святаго, а не для духа тьмы, какое согласіе
между Христомъ гь веморомъ? (2 Кор. VI; 16). Это
снисходительное къ старцу объясненіе коснулось добраго сердца
старца; онъ высказался, что проливаетъ слезы о томъ какъ ему
спастись, ему страшно быть сосудомъ сатаны, а все таки ду¬
маетъ, что онъ въ его власти, что онъ желалъ бы со владыкой
поговорить на еденѣ, но не знаетъ можно ли къ нему придти.
Владыка выразилъ полную готовность принять его и попросилъ
записать свой адресъ: «Никольская, Богоявленскій монастырь.»
Старецъ со >слезами на глазахъ тотчасъ же оставилъ собраніе.
И мы думали выдти подъ этимъ пріятнымъ впечатлѣніемъ, но
къ сожалѣнію всталъ еще какой-то возражатель и повелъ рѣчь
о томъ, почему и для чего патріархъ Никонъ установилъ совер¬
шать богоавлѳнекое освященіе воды одинъ разъ. Было ли такъ 17 Оідііігесі Ьу ^лоодіе г