Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
— 220 — богомерзкія писанаыя тетрадки своихъ мрачныхъ преле¬
стей, прельщали такихъ же каковы сами, невѣгласовъ,
въ нихъ же писано, яко бы уже послѣдняя кончина міра»
(Увѣтъ Дух. л. 55). Извѣстно также, что у безпопов¬
цевъ сначала строго воспрещено было всѣмъ вступать
въ законный бракъ. Въ основѣ такого запрещенія лежала
главнымъ образомъ мысль будто антихристъ уже пришелъ
и скоро будетъ кончина міра, и потому всѣмъ надобно
заботиться о добромъ отвѣтѣ на страшномъ судѣ Хри¬
стовомъ, а не о жизни временной, бракахъ и продол¬
женіи рода (Поли. ист. изв. о древ. стр. и нов. раск.
протоіер. Іоаннова стр. 129 — 30 по изд. 1831 года).
Святый Димитрій Ростовскій говоритъ, что раскольники
его времени, проповѣдывавшіе воцареніе антихриста, учи¬
ли въ то же время «аки бы уже настоитъ время вто-
раго страшнаго Христова пришествія и дня суднаго, и
по вся нощи, говоритъ святитель, чаютъ того и ждутъ
нѣцыи отъ нихъ, вовжеппе свѣщу и не спяще до пѣте-
лева глашенія» (Роз. ч. II, гл. 5, стр. 101). Были даже
такіе легковѣры, которые высчитывали день и часъ вто-
раго пришествія Христова ложились въ гробы, и про¬
снувшись едва вѣрили глазамъ своимъ, что и на небѣ,
и на землѣ все стоитъ попрежиему. Два такіе случая
передаетъ протоіерей Андрей Іоанновъ въ своей исторіи
(Поли. изв. о раск. ч. 11, стр. 11; част. IV, стр. 62).
Не ясно ли все это показываетъ, что сами старообрядцы
въ первые времена отступленія отъ церкви православной
вѣрили и учили, что царство антихристово будетъ не¬
продолжительно и наступитъ предъ самымъ вторымъ при¬
шествіемъ Христовымъ, и уже только въ послѣдствіи,
когда увидѣли, что порядокъ свѣта стоитъ ненарушимъ,
окончанія оному нѣтъ, и царство антихристово сверхъ