Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
благодатную силу. Эту рѣчь владыка подтвердилъ примѣрами древ¬
нихъ святыхъ. Старообрядецъ возразилъ, что такъ молились только»
въ Ветхомъ Завѣтѣ; владыка подробно выяснилъ неправиль¬
ность такой мысли, доказавъ, что крестъ сталъ святымъ по стра¬
даніи Христа Спасителя и изображеніе креста сдѣлалось обычаемъ,
святымъ послѣ освященія креста пречистою кровію Господа. Между
прочимъ владыка упомянулъ, какъ очевидецъ, что нѣкоторыя
Грузины, особенно женщины, молятся безъ изображенія нерстамю
креста, а воздѣвая только руки и поднимая глаза къ небу съ
колѣнопреклоненіемъ; Грузины безъ сомнѣнія древніе христіане,
просвѣщенные свѣтомъ истинъ Христовыхъ еще въ IV вѣкѣ. Нѣ¬
кто П. М. Смирновъ указалъ на слова апостола Павла, повелѣ¬
вающаго молиться воздѣвая преподобныя руки (причемъ о. Звѣз-
динскій прочиталъ I посл. къ Тимоѳею, гл. II, ст. 8), потомъ
на Тертулліана, христіанскаго писателя II вѣка, который совсѣмъ,
не говоритъ о перстахъ, а только о воздѣяніи рукъ при совер¬
шеніи моленія. Въ бесѣду вступила одна женщина, стоявшая съ
правой сторонѣ залы на возвышеніи, владыка далъ сей выска¬
заться и замѣтилъ, что она неправильно говоритъ будто бы во свя¬
томъ писаніи сказано гдѣ-то, что отступившіе отъ Христа суть.
Жиды, что будто всякое отступленіе равно жидовству. Послѣ довольно продолжительнаго обмѣна разныхъ вопросовъ,
и отвѣтовъ, объяснилось, что возражательница разумѣетъ подъ,
священнымъ писаніемъ и такія книги, какъ, напримѣръ, Кирил¬
лова, Маргаритъ и др. Владыка довольно говорилъ о значеніи,
святоотеческихъ писаній и объ отличіи ихъ отъ Св. Писанія. Су-г
щественное въ различіи—непогрѣшимость Священнаго Писанія,,
какъ глагола Духа Божія,—Духа Истины. Бесѣда окончилась въ
половинѣ восьмаго часа пѣніемъ Достойно есть и выраженіемъ,
признательности владыкѣ за его снисхожденіе къ возраженіямъ
женщины и вообще за ясное и простое изложеніе православнаго
ученія о крестѣ. По окончаніи бесѣды многихъ интересовалъ во¬
просъ, кто эта женщина и откуда: одни говорили что она наро¬
чито пріѣхала изъ Саратова, гдѣ пользуется популярностью на¬
ставницы; другіе утверждали—что она начальница какого-то старо¬
обрядческаго скита въ Серпуховѣ. По нашему личному мнѣнію,,
эти свѣдѣнія едва ли и нужны; важно то, что бесѣды на Таганкѣ; ОідШіесІ Ьу ѵ^оодіе