Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
171 — арховъ сцова быдъ утвержденъ въ патріаршемъ достоинствѣ.
Выступилъ съ возраженіемъ среднихъ лѣтъ мужчина, изъ пр<к
стаго сословія, который съ перваго же слова и заявилъ, что онъ
безпоповецъ, и который какъ оказалось, безпоповецъ упорный,
одинъ изъ того отживающаго свой вѣкъ раскольничьяго типа,
для котораго краеугольнымъ камнемъ противъ всякаго здраваго
опроверженія служить разъ ца всегда—на всю жизнь затвержен¬
ное, со словъ стариковъ ихъ закала, правило: «чему научили
насъ родители, тому мы и будемъ слѣдовать:» дальше котораго
они ужъ нейдутъ. Такихъ людей можетъ разубѣдить не здравое
слово убѣжденія, а только особенный какой нибудь въ ихъ жизни
случай, въ которомъ въ явѣ будетъ видѣнъ обличающій ихъ перстъ
Божій. Такъ говорю я по личному наблюденію, которое, смѣю
увѣрить, въ данномъ случаѣ безошибочно... Бесѣда кончилась въ
7У2 часовъ вечера, при чемъ присутствовавшихъ было такъ много,
что какъ говорится негдѣ было яблоку упасть: не только обѣ
залы, но даже оба сквозные большіе прорѣза въ боковой стѣнѣ
большой залы были полны народу, среди котораго часто слыша¬
лось неудовольствіе на возраженія. По окончаніи бесѣды, не
было конца искренней, открытой и частной благодарности пре¬
освященному Мисаилу, въ похвалу которому, насколько я могъ
заключить изъ выраженія лица, интонаціи голоса и изо всѣхъ
его тѣлодвиженій, должно поставить особенно то, что каждый
разъ побѣду надъ старообрядцами преосвященный Мисаилъ при¬
писываетъ не себѣ, а самому православію, а эта черта въ ар¬
хипастырѣ дороже всего. Кромѣ того, нельзя не подивиться умѣ¬
нью преосвященнаго владѣть собою въ виду явнаго, до наглости,
противорѣчія самимъ себѣ старообрядцевъ и при видѣ ихъ за-
коснѣлаго упорства. Наконецъ обращаетъ на себя всеобщее вни¬
маніе еще то обстоятельство, что всѣ бесѣды, по существу
своему, суть всестороннее раскрытіе одного главнаго положенія,
что общество старообрядцевъ, какъ ложное по своимъ основнымъ
началамъ, не можетъ составлять и не составляетъ истинной
Христовой церкви. Очевидно что иниціатива такой постановки
дѣла, принадлежитъ преосвященному, который зорко слѣдитъ за
ходомъ бесѣдъ, на которыхъ онъ является главнымъ дѣйствую^
щимъ лицемъ,—какъ защитникъ православія и обличитель рас- 12 г Оідііігесі Ьу і^оодіе