Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг.

Собеседования с глаголемыми старообрядцами, происходившия в Москве в доме Шумова, на Таганке, в 1883 и 1884 гг. Вып. 1. Изд. 2-е. - Москва, 1889

Содержание

Бесѣда 1-я вступительная. Объ условіяхъ правильнаго веденія собесѣдованій; объ ихъ значеніи и цѣли съ опроверженіемъ обвиненій взводимыхъ старообрядцами на Церковь Греко-Россіскую

Бесѣда 2-я. О различіи догматовъ Вѣры отъ обрядовъ Церковныхъ

Бесѣда 3-я. О клятвахъ Собора 1667 года: на кого онѣ падаютъ

Бесѣда 4-я. О томъ, что св. Церковь имѣетъ право снисходительно дозволить Старообрядцамъ, присоединяющимся къ ней, особые обряды и снимать съ нихъ клятвы Собора 1667 года

Бесѣда 5-я. О неправомъ вѣроученіи первоучителей раскола

Бесѣда 6-я. О составѣ Церкви Христовой

Бесѣда 7-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не можетъ составлять истинную Церковь Христову

Бесѣда 8-я. О томъ, что общество бѣглопоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 9-я. О томъ, что общество безпоповцевъ не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 10-я. О томъ, что безпоповщинское общество не составляетъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 11-я. О томъ, что старообрядцы—безпоповцы не составляютъ истинной Христовой Церкви

Бесѣда 12-я. Объ антихристѣ, его происхожденіи, характерѣ, дѣятельности

Бесѣда 13-я. О духовномъ царствованіи антихриста (мнимомъ)

Бесѣда 14-я. О непрекращаемости жертвы Евхаристической и священства во время царствованія антихриста

Бесѣда 15-я. О печати антихристовой и о времени царствованія антихриста

Бесѣда 16-я. О продолжительности времени царствованія антихриста

Бесѣда 17-я. Объ антихристѣ противъ безпоповцевъ

OCR
— 169 — ЗАМѢТКИ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Мнѣ пришлось въ 1-й разъ быть на бесѣдѣ православныхъ съ.
старообрядцами въ домѣ Шумова, что на Таганкѣ, откуда я вы¬
несъ не мало свѣтлаго, отраднаго, чѣмъ я хочу подѣлиться.
Придя еще за полчаса времени до начала бесѣды, я нашелъ у
входа въ донъ большую толпу народа, сквозь которую, безъ уча¬
стія другаго лица, котораго я и дожидался, пройти было невоз¬
можно, и все это были желающіе быть на бесѣдѣ, которые, не
смотря на неоднократныя заявленія хозяина дома и полиціи, что
за недостаткомъ мѣстъ всѣмъ отказывается въ билетахъ на входъ
(цѣна 20 к.), всей толпой заявили, что не уйдутъ отъ дома.
Между прочимъ, пока я дожидался того, съ кѣмъ я только я могъ
пройти въ домъ, мнѣ удалось, вмѣшавшись въ толпу, нослушатв
и толки. «Удивительный этотъ народъ, братецъ ты мой, эти са¬
мые старовѣры, говоритъ молодой парень другому: показываютъ
имъ самыя древнія книги, отъ самаго даже Іисуса Христа, такъ
и тѣмъ не вѣрятъ»!.. Но всего чаще слышится среди толпы рус¬
ское сердечное спасибо преосвященному Мисаилу, безъ котораго
де было бы не то... Да и я скажу, на основаніи всего видѣнна¬
го и слышаннаго; что безъ личнаго участія преосвященнаго Ми¬
саила едва ли бы были такъ блестящи результаты бесѣды, какъ
теперь; одно имя архіерей и для старообрядцевъ великое дѣло...
но объ этомъ послѣ. Прибывшаго преосвященнаго Мисаила толна
почти на рукахъ внесла въ домъ. На бесѣду ужъ мнѣ пришлось
придти—когда о. Петровъ, послѣ окончанія чтенія дневного Еван¬
гелія—притчи о званныхъ на вечерю, началъ чтеніе заранѣе на¬
писаннаго имъ научно-богословскаго изслѣдованія объ антихристѣ;
Рѣчь о. Петрова и самая бесѣда были продолженіемъ предыдущей
бесѣды—объ антихристѣ; какъ объ опредѣленномъ лицѣ—чедо¬
вѣкѣ. Въ своемъ изслѣдованіи о. Петровъ прежде всего выяснилъ
двоякій смыслъ слова антихристъ. Въ общемъ смыслѣ подъ име¬
немъ антихриста разумѣются, какъ противники Христу, всѣ от¬
вергающіе Божественные основные догматы христіанскаго вѣро¬
ученія, каковы напр. еретики; въ смыслѣ особенномъ—имѣющее
придти особенное лице человѣкъ, человѣкъ беззаконія сынъ поги-