Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА 91
но, и в 1863 г. часть указанных территорий была при-
обретена Россией.
Археологические исследования на русском участке в
Иерусалиме производил в феврале 1864 г. французский
ученый граф М. Де Вогюе; в 1865 г.— английский пале-
стиновед и археолог К. Вильсон; летом 1874 г.— фран-
цуз Ш. Клермон-Ганно. Важнейшие же открытия были
сделаны начальником Русской Духовной миссии в Иеру-
салиме архим. Антонином (Капустиным). Архим. Анто-
нин прибыл в Иерусалим 11 сентября 1865 г. и с первых
дней своего пребывания на Святой Земле уделял большое
внимание научным исследованиям, связанным с библей-
ской археологией. К раскопкам на русском участке он
смог приступить лишь в марте 1883 г., когда на это был
получен фирман от турецкого правительства.
Одним из важных открытий, сделанных архим. Ан-
тонином, было обнаружение остатков древней стены, что
помогло по-новому и более правильно понять евангель-
ское повествование о распятии и погребении Спасителя.
Дело в том, что величайшая христианская святыня —
Гроб Господень — находится в настоящее время внутри
стен Иерусалима, между тем как, согласно Священному
Писанию, тело Богочеловека было положено вне стен
(см.: Ин. 19, 20; Евр. 13, 12), поскольку по иудейскому
обычаю кладбища находились за чертой города.
Ранее некоторые западные палестиноведы считали,
что стена проходила севернее храма Воскресения, вслед-
ствие чего уже во времена земной жизни Спасителя ны-
нешние Гроб и Голгофа должны были находиться внут-
ри тогдашнего Иерусалима и, следовательно, не могли
потому считаться подлинными. Раскопки, проведенные
архим. Антонином, опровергли это мнение. Открытие
и исследование истинного направления стены вскоре
подтвердились изысканиями архитектора-цалестино-
веда К. Шика, более сорока лет изучавшего топографию
Иерусалима. Результаты раскопок на русском участке