Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
88
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ
гробницы Тутмоса IV — свидетельством его гибели в во-
дах Красного моря; древнейшее погребение с кладом ка-
менных ножей — могилой самого Иисуса Навина.
Еще одна особенность работы Лопухина свидетельст-
вует о безусловном американском влиянии — это манера
представлять древние культуры через призму собственно-
го цивилизационного опыта. Так, придерживаясь ранней
датировки периода Исхода (ок. 1450 до Р.X.), он не про-
сто считает воспитательницей Моисея царицу Хатшепсут,
но и описывает молодость Пророка-боговидца в терминах
и представлениях XIX в.: Моисей учится в Илиопольском
университете, в котором множество иностранных студен-
тов и разные факультеты. По окончании образования
Моисей стоит перед выбором карьеры либо придворного,
либо чиновника, либо литератора, либо офицера. Избрав
последнее, служит двадцать лет, участвуя в различных
походах...
Подобно многим американским теологам конца XIX —
начала XX в., соглашаясь с историчностью повествова-
ний Пятикнижия, Лопухин дает им совершенно рацио-
налистическое объяснение: это и все казни египетские,
и манна в пустыне, и переход как через Красное море, так
и через Иордан.
Новозаветная археология Лопухиным излагается по
работам аббата Ф. Вигуру. Во-первых, на основании биб-
лейских свидетельств, археологических памятников и
сообщений античных историков, доказывается, что раз-
говорным языком Христа был арамейский, а не грече-
ский, как считал И. Фоссий, и уж тем более не латынь,
как писал некий Верндорф. Во-вторых, свидетельства-
ми античных авторов, а также двух эпиграфических па-
мятников — бронзовых табличек из Лиона (античный
Лугдун) и камня с надписью, найденного в 1764 г. в Ти-
воли (античный Тибур), аргументируется истинность еван-
гельского сообщения о Квириниевой переписи. В-треть-
их, вопреки мнению Д. Штрауса о том, что Лисаний Чет-
вертовластник умер за шестьдесят лет до событий, в