Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
СИСТЕМАТИЗАТОРСКИЕ ТРУДЫ А. ЛОПУХИНА
87
библейских событий, относящихся к дописьменной эпо-
хе в жизни человечества и потому фиксируемых в глубин-
ных пластах народной памяти: в образах райского блажен-
ства и древа познания добра и зла, единства прародителей
и их грехопадения, всемирного потопа и построения Ва-
вилонской башни, а также прамонотеизма.
Методологическая интуиция проф. Лопухина, позво-
лявшая на основании отдельных археологических нахо-
док делать далеко идущие выводы, приводила к тому, что
многие позднейшие открытия библейских археологов бы-
ли как бы заявлены в рассматриваемом труде. Так, Си-
лоамская надпись, высеченная рабочими, дала профес-
сору основания для вывода о том, что иудеи допленного
периода были народом грамотным. Следовательно, не-
возможно отвергать аутентичность библейских текстов
допленного периода, мотивируя это тем, что в то время
библейские повествования существовали лишь в виде уст-
ного предания, зафиксированного только после Вавилон-
ского плена.
К негативным особенностям метода проф. Лопухина
следует отнести взятую им из практики библейской ар-
хеологии Америки, где он какое-то время жил, тради-
цию некритического привлечения археологического ма-
териала для подтверждения библейских текстов. Так,
вслед за американскими авторами, профессор считал па-
мятники финикийских колонистов в Испании свидетель-
ством о массах ханаанеев (хананеев), бежавших от Иису-
са Навина; гробницы в ограде мечети Гарет эль-Харам в
Хевроне — подлинными могилами ветхозаветных патри-
архов; городской колодец в Наблусе — колодцем Иако-
ва; египетскую «Сказку о двух братьях» — пересказом
истории Иосифа Прекрасного; межплеменного бога гик-
сосов, которого египтяне отождествляли с Сетом,— Еди-
ным Богом Израилевым; изображение на стенах Фиван-
ского храма предводителя похода на эфиопов — портретом
самого Моисея; отсутствие (в XIX в. еще не найденной)