Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
58 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
американскими школами восточных исследований рас-
копки проводятся только по такой, чрезвычайно резуль-
тативной, но и чрезвычайно дорогой методике.
В этом крылась особая опасность для американской
библейской археологии, которая долгое время была уде-
лом любителей и финансировалась большей частью рели-
гиозными организациями. В новой ситуации, когда иссле-
дование даже одного памятника, давая массу важнейших
сведений, требует астрономических расходов, прежние
методы американской школы просто не срабатывали. Сто-
ронники междисциплинарных исследований также по-
стоянно обвиняли библейскую археологию в том, что ее
идеологическая направленность привела к уничтоже-
нию массы памятников, не вписывающихся в фундамен-
талистское понимание библейской истории.
Еще одной особенностью «новой археологии» являет-
ся так называемая природоведческая ориентация, бази-
рующаяся на убеждении, что основным фактором в фор-
мировании особенностей цивилизации является окружа-
ющая среда, а отнюдь не влияние каких-либо внешних,
в том числе религиозных, факторов. Подтверждая свое
мнение существованием в различных частях земли схо-
жих цивилизаций, возникших в схожих же природных
условиях, сторонники данной школы категорически
утверждают, что любая культура есть лишь адаптация
человеческого общества к таким факторам, как геогра-
фическое положение, климат, близость к природным ре-
сурсам и естественным путям сообщения.
Отвергая таким образом всякие претензии цивилиза-
ции ветхозаветного Израиля на уникальность, сторонни-
ки данной школы были одними из основных критиков
библейской археологии.
С подобных же позиций критиковали библейскую ар-
хеологию и сторонники так называемой эволюционной
модели, видящие во всех изменениях цивилизации раз-