Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
422 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
супруге лишением жизни и доброго имени, он признал ее
невиновною. Долгой была жизнь этой Помпонии, и про-
жила она ее в непрерывной скорби».
В Помпонии следует признать одну из тех римских
патрицианок, посредством которых христианство нача-
ло проникать в высшие слои римского общества и даже
в среду, близкую к императорскому дому, где уже при
жизни апостола Павла числились последователи нового
учения, как это видно из заключительных слов Посла-
ния к Филиппийцам: приветствуют вас все святые, а
наипаче из кесарева дома (Флп. 4, 22).
СВЕТОНИЙ
Весьма краткие сведения о христианах встречаются
у другого римского историка, современника Тацита, Све-
тония. В его известном труде «Жизнеописание двенадца-
ти цезарей» указаны два важных для нас события. Пер-
вое имело место в царствование императора Клавдия
(41-54) и отмечено в главке 25 книги 5 (биография Клав-
дия) следующим образом: «Иудеев, постоянно волнуемых
Христом, он <Клавдий> изгнал из Рима».
Единственное современное свидетельство, подтверж-
дающее факт изгнания евреев из Рима в царствование
Клавдия, содержится в восемнадцатой главе Деяний свя-
тых Апостолов, где мы читаем, что апостол Павел, прибыв
во второе свое путешествие в Коринф, остановился у иудея
Акилы, незадолго до того пришедшего с женою своею
Прискиллой из Италии, потому что Клавдий повелел
всем Иудеям удалиться из Рима (ср.: Деян. 18,2). В чис-
ле этих евреев были, без сомнения, и последователи ново-
го учения, как упомянутые Акила и Прискилла. Правда,
мы не имеем прямых указаний современников на то, что
во время правления Клавдия, умершего в 54 г., между по-
селившимися в Риме евреями уже были лица, исповедо-
вавшие Христа. Но из вышеприведенного свидетельства
Тацита о том, что при преемнике Клавдия — Нероне —