Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
418 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Первый из отрывков находится в главе 18 «Иудей-
ских древностей». В означенном месте речь идет о войне,
которую царь Ирод Антипа вел против Ареты, царя Пет-
ры, и в которой войска Ирода Антипы потерпели пораже-
ние. Война была вызвана тем известным нам фактом, что
Ирод Антипа решил развестись со своей женой, дочерью
Ареты, чтобы вступить в брак с Иродиадой, женой свое-
го брата Ирода Филиппа (см.: Мф. 14, 3;Мк. 6,17; Лк. 3,
19). Отвергнутая же дочь Ареты удалилась в крепость Ма-
херон.
Иосиф Флавий пишет: «Некоторые иудеи, впрочем,
видели в уничтожении войска... вполне справедливое на-
казание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод
<Антипа> умертвил этого праведного человека, который
убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть
справедливым друг к другу; питать благочестивое чувство
к Предвечному и собираться для омовения. При таких
условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Бо-
гу, так как они будут прибегать к этому средству не для ис-
купления различных грехов, но для освящения своего те-
ла, тем более что души их заранее уже успеют очистить-
ся. Так как многие стекались к проповеднику, учение
которого возвышало их души, Ирод <Антипа> стал опа-
саться, как бы его огромное влияние на массу (вполне под-
чинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям.
Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив
Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаять-
ся, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозритель-
ности... Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеука-
занную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены,
что войско... погибло лишь в наказание за эту казнь, так
как Предвечный желал проучить Ирода <Антипу>».
Этот отрывок заслуживает интереса в некоторых отно-
шениях. Во-первых, Иосиф Флавий — единственный не-
христианский писатель, упоминающий об Иоанне Крес-
тителе, и этого достаточно для опровержения предполо-