Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
412 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
А в 640 г. Арнульф, епископ Галльский, описывая свое
паломничество в Иерусалим, упоминает Святую плащани-
цу и даже дает ее точные размеры. О пребывании Святой
плащаницы в Иерусалиме в начале IX в. свидетельствует
Епифаний Монако. (Вероятно, возвращение Святой пла-
щаницы в Иерусалим было связано с развитием в Визан-
тии и ее столице иконоборчества (726-843) и новой опас-
ностью уничтожения святыни.)
В конце XI в. сведения о Святой плащанице вновь по-
являются из Константинополя. Император Алексий Ком-
нин в одном из своих писем говорит о том, что «среди наи-
драгоценнейших реликвий Спасителя у него находятся
Похоронные полотна, найденные в Гробу после Воскресе-
ния». В «Каталоге царьградских реликвий» настоятеля
исландского монастыря Николая Сомундарсена за 1137 г.
имеется упоминание об «окровавленной Плащанице Хри-
стовой» . В 1171 г., по свидетельству епископа Вильгель-
ма Тирского, император Мануил Комнин показывал Свя-
тую плащаницу Христову и ему, и королю Иерусалим-
скому Аморину Первому.
В начале XIII в. Николай Мазарит, спасший Святую
плащаницу от огня во время бунта императорской гвар-
дии в 1201 г., сообщает: «Похоронные ризы Господни. Они
из полотна и еще благоухают помазанием; они воспро-
тивились разложению потому, что закрывали и одевали
нагое, миррой осыпанное, Тело Бесконечного в смерти».
О существовании Плащаницы пишет Робер де Кла-
ри, летописец осады Константинополя крестоносцами
в 1204 г.: «И среди других был монастырь, известный под
именем Пресвятой Девы Марии Влахернской, где храни-
лась Плащаница, которой наш Господь был обернут. <.. .>
И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что слу-
чилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения
города».
После разграбления византийской столицы Плаща-
ница то исчезала неизвестно куда, то появлялась неиз-