Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
НОВОЗАВЕТНЫЙ ПЕРИОД
411
дена, вероятно вследствие того, что тело дергалось при
вздохе. Берцовые кости ног оказались перебиты. (Этот
обычай описан в Евангелии от Иоанна.)
Страшная находка, подтверждаемая и описанием каз-
ни у Тацита, удостоверяет точность евангельского расска-
за о распятии. А раскопки еврейского кладбища в Риме
(I по Р.Х.) засвидетельствовали, что в еврейских погре-
бальных обрядах действительно использовались благово-
ния, которые в могиле располагали вокруг тела.
Об этих обычаях в средние века, конечно, не знали, да
и некоторые детали казни представляли тогда по-друго-
му: в частности, на иконах гвозди изображались вбиты-
ми в ладони, а не в запястье. Отметим, кстати, что след
от гвоздя на Плащанице по форме и размеру точно соот-
ветствует форме и размерам гвоздя, хранящегося в цер-
кви Святого Креста в Риме и, по преданию, являющего-
ся одним из гвоздей, которыми был распят Христос.
Четвертое. Оппоненты, впрочем, любят ссылаться
на отсутствие каких-либо достоверных исторических
упоминаний о Плащанице до 1353 года. Однако это не
так, ибо, например, в Византии о Плащанице хорошо
знали: уже в одной древней литургии арабоязычных хри-
стиан говорится, что «Петр и Иоанн поспешили вместе ко
гробу и видели на пеленах ясные следы, оставленные
Тем, Кто умер и воскрес». Позднее о Плащанице свиде-
тельствуют и многочисленные исторические документы.
Правда, в сочинениях доконстантиновского периода
Плащаница практически не упоминается, ибо сведения об
этой великой святыне могли бы послужить поводом для
поисков ее языческими властями с целью уничтожения.
После торжества христианства известия о Плащани-
це встречаются довольно часто.
Так, святая Пульхерия, сестра императора Феодосия II,
в 436 г. поместила Плащаницу Христа в базилику Пресвя-
той Богородицы во Влахерне, близ Константинополя.