Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
387
это священная гора, место жилища на земле Самого Бога.
С горой Гаризим самаряне связывали все важнейшие ми-
ровые события. Они утверждали, что на этом месте или по
крайней мере вблизи него Бог создал человека, насадил
здесь рай, на этой горе молился Адам, Авель приносил
жертвы и так далее. Гора Гаризим имеет тринадцать на-
званий. Культ поклонения этой горе возник не сразу и
связан с построением на ней храма, подобного Иеруса-
лимскому. С этих пор начался процесс искусственного
возвеличивания горы Гаризим. С этой целью самаряне
опять-таки прибегли к методу корректировки Священно-
го Писания. Во фразе: когда перейдете Иордан, поставь-
те камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Ге-
вал (Втор. 27, 4), вместо на горе Гевал, появляется «на
горе Гаризим» и добавлено «против Сихема». Евангелие
представляет это учение как вполне сформировавшееся.
Женщина-самарянка, обращаясь к Спасителю, говорит:
отцы наши поклонялись на этой горе (Ин. 4,20). «Мы,—
говорят самаряне,— никогда не молимся иначе, как по
направлению к Гаризиму, жилищу Божию».
Храм, построенный на горе Гаризим, не уступал по раз-
мерам Иерусалимскому (о чем свидетельствуют раскоп-
ки). Утреннее богослужение начиналось перед восходом
солнца, а вечернее — после его захода. «В то время, когда
жертва полагалась на алтарь, священник трубил на вер-
шине горы благословения, а (другие) священники потом
повторяли по всем местам». После разрушения Гаризим-
ского храма самаряне продолжали совершать жертвопри-
ношения на священной горе. Отличительной особенностью
самарянского священства было то, что его представители
не утратили роли духовных вождей и окормителей наро-
да, как это произошло в Израиле. С появлением синагог
самарянские священники возглавили внехрамовой культ.
Представления самарян о Мессии были схожи с иудей-
скими. Имелся, конечно, и целый ряд особенностей. Во-
первых, учение о Мессии было тесно связано с такими