Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
386 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
31, 53; 35, 7) и в тексте книги Исход (см.: Исх. 22, 9) мно-
жественное число сказуемого при слове elohim (это слово
хотя и стоит во множественном числе, но переводится:
«Всесильный») исправлено на единственное, с целью ус-
транения и намека на политеизм. Почти все самарянские
гимны содержат слова: «Нет Бога, кроме Бога Единого».
«Ты един, нет Тебе союзника, нет другого»,— гласит один
из древних гимнов. «Кого не удержит страх пред Тем, Ко-
торый, без рук, держит мир»,— воспевает один из сама-
рянских богословов, Амрам Дара. Как и в иудейской дог-
матике, имя Ягве считалось священным и не могло про-
износиться вслух никем (кроме первосвященника).
Вторым по важности моментом учения является уче-
ние о Моисее. Этот Пророк почитался вслед за Богом и Ан-
гелами. По отношению к этому святому самаряне ис-
пользуют самые возвышенные слова: «Вершина мира,
солнце, свет и венец его». Ради Моисея был-де создан мир,
говорит самарянский богослов Марка. Почитание Моисея
было настолько велико, что ему приписывалось предсу-
ществование. Как считает Абдаллабен-Соломон, тело для
Моисея уготовано было из частиц света, который переда-
вался путем эманации из поколения в поколение и потом
проник в утробу Иохаветы. Рождение и жизнь Пророка
самаряне окружили небывалыми легендами и сказания-
ми. Но особенно ими выделялись два эпизода из жизни
Моисея, считавшиеся моментами наибольшего прославле-
ния: это явление Бога при купине и дарование Закона на
Синае. С целью возвеличивания Моисея самаряне опять
воспользовались методом коррекции Священного Писа-
ния. Так, вместо Моисей вышел навстречу тестю свое-
му, и поклонился [ему], и целовал его, и после взаимно-
го приветствия они вошли в шатер (Исх. 18,7), у самарян
читаем: «И вышел Моисей навстречу тестю своему, и он
поклонился Моисею, и целовал и ввел его в шатер».
Одной из отличительных особенностей самарянской
догматики является учение о горе Гаризим. Для самарян