Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
384 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
ни единоверия, так как самарянский культ не был пол-
ностью свободен от языческого наследия. На основе это-
го во времена Ездры между самарянами и евреями возник
конфликт, который привел к полному разрыву родствен-
ных некогда народов. Отказ иудеев от помощи кутийцев,
или, как их еще называли, «прозелитов львов», привел
к приобретению мощного врага в лице самарянского на-
рода.
Окончательно порвав отношения с иудеями, самаряне
решили построить свой храм. В скором времени он и был
воздвигнут на горе Гаризим. Как ни странно, но первым
первосвященником в нем стал Манассия, который был
отлучен от общины Израиля за отказ развестись с женой-
самарянкой: в Самарии нашли пристанище многие, кто
был несогласен с религиозными преобразованиями, про-
исходившими в Иерусалиме. Этот момент очень важен,
так как именно эти люди коренным образом повлияли на
развитие как догматики, так и культа самарянской рели-
гии. По сути, они возглавили религиозную жизнь сама-
рян. Их заслугами была восстановлена иерархия, состав-
лен чин богослужений, введен синагогальный институт,
упорядочено вероучение. Таким образом, можно с пол-
ной уверенностью утверждать, что самарянская религия
как целостная система возникла в период Второго Храма.
О дальнейшем развитии этой религии и этого народа исто-
рия оставила очень немного сведений. Известно, что храм
на горе Гаризим впоследствии был разрушен Иоанном
Гирканом. Сам город Самария был разрушен и лишь при
Ироде Великом был отстроен вновь. Ожидание Мессии и
желание скорейшего его пришествия послужило поводом
к восстанию против Рима. Однако, как и для соседей-ев-
реев, для самарян это предприятие окончилось плачевно.
Из тех, кто уцелел от римского оружия, большая часть
была выселена за пределы страны: образовались неболь-
шие колонии самарян в Египте, Сирии, Антиохии и дру-
гих местах.