Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
381
В корне отличался от иерусалимского ессейский культ.
Прежде всего необходимо отметить, что кумраниты от-
казались от еврейского лунного календаря,— они при-
держивались солнечного, вынесенного из Египта, кото-
рый употреблялся до Плена. Поводом к разрыву с Иеру-
салимским Храмом стало учение Учителя Праведности
о том, что некогда святое место было осквернено нечес-
тивыми иудейскими священниками. Ессеи ждали при-
шествия Мессии, с помощью которого они воздвигли бы
новый Храм, в котором и будет совершаться богослуже-
ние. А до этого они совершали свои ритуалы в пустынных
пещерах. До нас дошли сведения о богослужении ессеев,
содержащиеся как в трудах историков, так и в кумран-
ских рукописях. Вот как описывает богослужение ессеев
Иосиф Флавий: «До восхода солнца они воздерживаются
от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к
солнцу с известными древними по происхождению молит-
вами, как будто испрашивают его восхождения». У кум-
ранитов сохранилось разделение на утреннее, дневное и
вечернее богослужение. Вышеописанный эпизод соот-
ветствует утренним молитвам. Далее Иосиф Флавий пи-
шет: «Проработав напряженно до пятого часа, они опять
собираются в определенном месте, опоясываются хол-
щовым платком и умывают себе тело холодной водой».
После этого члены секты приходили в столовую. «Здесь
они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола,
после чего пекарь раздает всем по порядку хлеб, а повар
ставит каждому посуду с одним-единственным блюдом.
Священник открывает трапезу молитвой, до конца кото-
рой никто не должен дотронуться к пище; после трапе-
зы он опять читает молитву». Это центральное действо в
ессейском культе, и поэтому оно совершалось с большим
благоговением. После этого общинники опять отправля-
лись на работу. Вечером совершался обряд, в точности
соответствовавший дневному. Иосиф Флавий описывает
лишь схему ессейского богослужения. К его описанию