Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
379
ния». Учение о предопределении у кумранитов распрост-
ранялось не только на людей. По представлениям сектан-
тов, Бог изначально разделил ангельский мир на после-
дователей Князя света и последователей «Ангела» нена-
висти, первый из которых должен быть постоянным
помощником людям в постижении истины и служении
ей, а второй — чинить всевозможные препятствия роду че-
ловеческому. Явный знак предызбранности ко спасению
кумраниты видели в отречении от мира и вступлении в
секту. Акт вступления в общину настолько почитался ес-
сеями, что мог изменить посмертную участь. Доказатель-
ством этой идеи служат дошедшие до нашего времени ес-
сейские гороскопы, составлявшиеся в основном для лю-
дей, предрасположенных ко греху,— учитывалось время
рождения, социальное положение и многое другое. По
итогам данных гороскопов кумраниты определяли воз-
можность спасения данной души, но вместе с тем они не
отрицали и наличия свободной воли у человека, что при-
водило к логическим казусам.
Нравственность ессеев на первый взгляд кажется со-
вершенно отличной от нравственности других еврейских
сект. Во-первых, они выделялись необычным образом
жизни. Жесткая аскеза и уединенность от мира были
чужды мировоззрению израильтян, а в ессействе это на-
шло широкое распространение. В своих общинах кумра-
ниты держались строгого порядка, который, по всей ви-
димости, был введен Учителем Праведности. Они носили
белые одежды в знак чистоты и удаления от греха, что на-
шло отражение в названии «Сыны света», которое усвои-
ли себе сектанты. «Чувственных наслаждений они избе-
гают как греха и почитают величайшей добродетелью
умеренность и поборение страстей»,— пишет Иосиф
Флавий. Далее тот же автор рассказывает, что кумрани-
ты живут коммуной, в которой все, кроме толкователей
Закона, трудятся на различных работах. (Кроме вос-
питательного характера, труд имел целью прокормить