Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
3 78 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Мессия Израиля. Идея о доминировании духовного Мес-
сии появилась уже при возникновении ессейства. Уже в
таких ранних документах, как «Завещание Иуды», гово-
рится о том, что «первосвященник благословляет раньше
князя». Далее в ессейских книгах повествуется о том, что
вся деятельность Мессии Израиля будет контролировать-
ся первосвященником.
Исследуя многочисленные свитки кумранитов, ряд
ученых пришел к выводу, что священнического Мессию
можно ассоциировать с Учителем Праведности. В пользу
этого говорит учение о втором пришествии Учителя. Эта
идея возникла в среде ессеев уже после смерти их духов-
ного лидера и основывалась на том, что Учитель не успел
осуществить намеченные планы: Иудея была во власти
римлян, Храм занимали нечестивцы, светский Мессия,
которого так ожидали, не пришел. Еще одним из основа-
ний данной теории послужило учение о бессмертии и вос-
кресении. Однако воскреснуть могут не все, а только пра-
ведники, души же грешников так и останутся пребывать
в шеоле.
Воскресения Учителя Праведности кумраниты ожи-
дали в конце времен. Вместе с Архангелом Уриилом ему
предстоит довершить намеченный план и приготовить
ессеев к наступлению конца времен. Воскресение Учите-
ля должно быть предвозвестником всеобщего воскресе-
ния кумранитов, в совершении которого вместе с Богом
будет участвовать сам Учитель Праведности, только те-
перь в роли мистического Мессии-первосвященника.
Видное место в ессейской догматике занимает учение
о предопределении. В гимнах Учитель Праведности пи-
шет: «И я узнал Твоим разумением, что не плотской ру-
ке... [и не] человеку (принадлежит) его путь... Лишь Ты...
праведен. И от утробы (матери) Ты направил его к желан-
ному назначению, дабы... облегчить всю тяготу его ду-
ши на вечное спасение... А нечестивых сотворил Ты для
<Твоего гнева>... и от утробы посвятил Ты их дню убие-