Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
3 76 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
для всех членов секты, ибо идеология общины строилась
на основе откровений Учителя Праведности. Кроме про-
роческого служения, Учитель усвоил себе функции «Вра-
зумляющего» , «Обучающего». В гимнах Учитель именует
себя «Передающим знание», «Истолкователем знания»,
которому Бог открыл чудесные тайны.
С личностью Учителя Праведности связано учение
кумранитов о двух Торах (т.е. о двух Законах), согласно
которому Бог даровал Моисею две книги Закона. Первый
Закон, или Письменная Тора, был написан Пророком по
повелению Божию и является руководством в духовной
жизни еврейского народа, а второй написан Самим Богом
и до времени был сокрыт в ковчеге завета. Эту мысль ес-
сеи подтверждали текстами из Священного Писания, ка-
сающимися дарования Синайского законодательства. На
основе этой идеи и развивалась вера сектантов в Божест-
венное происхождение кумранской Торы. Автором дан-
ного документа, скорее всего, является сам Учитель Пра-
ведности. По содержанию кумранская книга Торы напо-
минает традиционную. В ней описывается пребывание
Моисея на Синае, дарование Закона, описывается Храм
и, естественно, приводится список заповедей. Сам стиль
текста также близок к стилю традиционного Пятикни-
жия. Разница лишь в том, что в кумранском варианте
книга написана от лица Самого Бога, что придает ей осо-
бый авторитет. Божественное происхождение «Храмово-
го свитка» (научное название кумранской Торы) обязыва-
ло ессеев с особым благоговением изучать его. Первона-
чально Торы Учителя Праведности и Моисея считались
равноправными, но со временем кумранский вариант стал
преобладать. Свое веро- и нравоучение ессеи стали сообра-
зовывать, в основном, с «Храмовым свитком», а Моисее-
во Пятикнижие отошло как бы на второй план, хотя пол-
ностью не утратило своего значения.
Одним из основных в ессейской догматике было уче-
ние о Мессии. Эсхатология сектантов во многом обуслав-