Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
375
В 150-140-е гг. до Р.Х. Учитель Праведности был
арестован. На суде, кроме представителей власти, обви-
нителями выступили и фарисеи, поскольку ессеи укоря-
ли их в недостаточном «фарисеизме». Учитель был от-
правлен в ссылку, где в скором времени подвергся смер-
тельной опасности. В день очищения, когда кумраниты
пребывали в покое, дом общины подвергся нападению
«нечестивого священника», который пришел «погло-
тить их», чтобы помешать им «в день поста, субботы их
покоя». Не меньше проблем доставил Учителю Правед-
ности некий «человек лжи» (вероятно, из среды кумра-
нитов), который расколол общину и возглавил отколов-
шуюся часть ессеев. Вот как описывается это событие в
гимнах, составленных Учителем: «Люди моего [сове]та
противятся и ропщут вокруг. И тайну, что Ты скрыл во
мне, выведывают ради сынов порчи <нечестия>». Затем
Учитель Праведности с верными ему сектантами удалил-
ся в Кумран, после чего это место и стало центром ессей-
ского движения. Свою жизнь лидер кумранской общины
окончил в период правления Симона Маккавея (143-134
до Р.Х.). Он был распят за мессианские претензии, а так-
же за призыв к перестройке, обновлению Храма, культа
и священства. Смертный приговор был вынесен Великим
синедрионом, в основном состоящим из саддукеев. Со-
гласно кумранским свиткам, гробница Учителя находи-
лась вблизи от южного угла портика Храма.
Личность Учителя Праведности была настолько почи-
таема в среде ессеев, что они верили во второе его прише-
ствие. Учитель был не просто лидером: несомненно, он
пользовался почестями пророка, что видно из кумран-
ских документов. «Бог поведал <ему> все тайны слов Его
пророков-рабов», на Учителя Праведности Бог «возло-
жил Свой Святый Дух». Сам Учитель Праведности соста-
вил большинство кумранских текстов, внушительная
часть из которых является толкованием на Священное
Писание. Признание его как пророка было обязательным