Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
372 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
блестящим знанием Закона и, что самое главное, мог при-
менить его к любым жизненным обстоятельствам. Други-
ми словами, раввины были хранителями «преданий стар-
цев» . Авторитет их был очень высок. Еврейские письмен-
ные источники сохранили легенды и сказания о жизни и
деятельности многих раввинов. Их высказывания и тру-
ды легли в основу Устной Торы — Талмуда. У раввинов,
как и у священников, существовало преемство. Если по-
следние принимали священство ввиду причастности к ко-
лену Левиину, то преемство раввинов осуществлялось
через рукоположение. Этот обряд, называемый смиха9
впервые появляется в период Второго Храма. Хотя фари-
сеи утверждали, что первая смиха была совершена еще
пророком Моисеем над Иисусом Навином.
К атрибутам культа, введенным фарисеями, относят-
ся следующие предметы: тфилин, талйт и мезуза. Тфи-
лин — это две небольшие коробочки, внутри которых
находились цитаты из Пятикнижия. Во время молитвы
тфилин привязывались специальными кожаными ре-
мешками ко лбу и правой руке. Этот обычай фарисеи ос-
новывали на следующем тексте Священного Писания: и
да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегод-
ня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их де-
тям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя до-
рогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку
твою, и да будут они повязкою над глазами твоими
(Втор. 6, 6-8). Как раз о тфилин говорил Спаситель фа-
рисеям: все же дела свои делают с тем, чтобы видели
их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают
воскрилия одежд своих (Мф. 23, 5). Хранилищами на-
званы тфилин, а одеждами — шалит, вошедший во все-
общее употребление еще в персидские времена, как по-
казывает изображение из Персеполя (см. рис. 114). Это
небольшой кусок ткани, своего рода шаль, которой фа-
рисеи покрывали голову во время молитвы. Окаймляла