Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
371
жен руководить всей духовной жизнью еврейского наро-
да. И что самое интересное, священнические обязаннос-
ти Мессия будет исполнять вечно, ибо царство, которое
Он же устроит, не будет иметь конца. С приходом Мессии
фарисеи связывали воскресение тел.
В отличие от саддукеев, фарисеи признавали сущест-
вование Ангелов. В Священном Писании Ветхого Завета
сатана упоминается не раз. Фарисеи же, принявшие на
себя функции окормителей и духовных вождей еврей-
ского народа, занимались изгнанием бесов.
Усилиями фарисеев в послепленный период получи-
ло широкое распространение синагогальное богослуже-
ние. Согласно иудейскому преданию, первая синагога
(церковное л авян. сонмище) в Вавилоне была построена
из камней Храма Соломонова, которые евреи взяли с со-
бой. По своей форме синагоги не отличались от простых
домов. Чаще всего этот дом состоял из одной большой пря-
моугольной комнаты. В некоторых синагогах существо-
вали перегородки, разделявшие мужскую и женскую по-
ловины. Иногда с этой целью для женщин пристраивались
балконы или приделы. В центре комнаты находилось воз-
вышение (подобие кафедры), на котором происходило чте-
ние Торы. В стене, обращенной к Иерусалиму, была вы-
емка для шкафа, в котором содержались свитки книг Свя-
щенного Писания. Однако с постройкой Второго Храма
синагоги не утратили своего значения духовных цент-
ров — даже при Иерусалимском Храме, в его дворе, су-
ществовала синагога, а в самом городе во времена Спаси-
теля насчитывалось до 460 синагог. Причиной этому —
изменившееся отношение к Закону, что повлияло на раз-
витие внехрамового богослужения, в основе которого ле-
жало изучение Торы. С появлением синагогального куль-
та связано также появление параллельного жреческого
института. Как известно, главой синагоги был не священ-
ник, а раввин. Зачастую последний пользовался боль-
шим уважением и почетом. Раввин (« учитель ») отличался