Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
369
смертии и воздаянии, учила, что все человеческие души
обладают бессмертием и по разлучении с телом, независи-
мо от образа жизни, отправляются в шеол — подобие ада,
где они находятся в полнейшей темноте. Развитие Устной
Торы позволило фарисеям несколько иначе рассмотреть
эту тему. Они учили, что посмертная участь грешников и
праведников неодинакова. Первые по смерти, будучи об-
личены Ангелами, наказываются Богом за свою неради-
вую жизнь вечными муками. Душа же праведника может
продолжить свое существование на земле в другом теле с
целью усовершенствования и, таким образом, взойти на
новую, высшую ступень святости. Еще одной причиной
перевоплощения может быть помощь другому человеку,
более слабому, в исполнении многотрудных 613 запове-
дей. И наконец, причиной к переселению души может по-
служить нерешенная проблема или задача, которую че-
ловек не успел разрешить в одной жизни. Для примера
можно взять талмудический эпизод с перевоплощением
Мардохея — действующего лица Книги Есфири. Соглас-
но иудейским мудрецам, перед Мардохеем стоит задача
исполнить заповедь Господа, высказанную через пророка
Моисея: Я совершенно изглажу память Амаликитян
из поднебесной (Исх. 17,14). В этот момент в Моисее жи-
ла душа, которая переселилась в Саула, так как при зако-
нодателе еврейского народа амаликитяне не полностью
были уничтожены. Саул одержал победу над этим враж-
дебным племенем, но оставил в живых амаликитянина
Агага. Душа Мардохея была в то время душой Саула. И
только Мардохею удается покончить с последним амали-
китянином Аманом (см.: Есф. 7, 10).
Еще больше учение о душе изменилось после разруше-
ния Второго Храма. Идея вечного наказания для грешни-
ков преобразилась в очистительное жжение пламени ада
не более двенадцати месяцев. Правом переселения душ
могут пользоваться все евреи, независимо от прежней
жизни. Праведники же из язычников в награду могут