Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
367
Право возведения обычая в ранг закона фарисеи ос-
новывали на том, что Бог на Синае не ограничился Деся-
тью заповедями. Потенциал, заложенный в Синайском за-
конодательстве, должен раскрываться в течение всей
истории сообразно требованиям времени. Сохранилась
древняя талмудическая легенда (III no P.X.), повеству-
ющая о том, как произошло дарование Израилю Закона.
На горе Синай будущий законодатель Моисей увидел
Бога, приделывающего маленькие короны к буквам Торы.
Изумленный и смущенный, Моисей попросил разъясне-
ния. Тогда Бог сказал Моисею, что через много поколе-
ний на свет явится человек по имени Акиба бен-Иосеф,
который сможет вывести «груду законов» из каждой
буквы и каждого значка в Торе. Основным принципом в
деле «примирения» Закона с жизнью для фарисеев ста-
новится казуистика. Вот один из ярких примеров. В Биб-
лии сказано: глаз за глаз (Исх. 21, 24). Довольно ясное
и прямое установление Закона в устах раввинов превра-
щается в противоречивое, нуждающееся в детальном
объяснении. В раввинском трактате «Бава Кама» гово-
рится: «Если Реувен выбил глаз Шимону, следует ли за
это выбить глаз Реувену? Сказано в другом месте: он пла-
тить должен быка за быка (ср.: Исх. 21, 36). Там быка
за быка, здесь глаз за глаз. Не следует ли из этого, что Ре-
увен должен платить Шимону выкуп, который назначит
суд?.. Может случиться так, что мы лишим Реувена гла-
за, а он от этого умрет. И выйдет, что мы отберем "глаз и
душу за глаз", что запрещено». Благодаря такому толко-
ванию фарисеи довольно успешно исполняли внешнюю,
формальную сторону Закона, обходя внутренний смысл
заповедей. Вот, например, как фарисеи разрешили древ-
нюю проблему — нежелание людей прощать долги в юби-
лейные годы (см.: Втор. 15,1-2): известный учитель Гил-
лель поставил Храм посредником между должниками и
кредиторами. Таким образом сохранялись и библейские
предписания, и экономическая стабильность.