Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
364 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
древнего миросозерцания, еще не говорившего опреде-
ленно о воскресении мертвых и о воздаянии за гробом, не
имевшего развитой ангелологии и демонологии.
Учение о спасении опять-таки базируется на Законе
Моисеевом. Не веря в загробное воздаяние, саддукеи счи-
тали, что «спасение» — это земное благополучие, исходя-
щее из неуклонного следования Законам Пятикнижия.
Отсюда понятна та ревность саддукеев, с которой они от-
стаивали свои позиции,— любое отступление от предпи-
саний Закона должно было отразиться на благосостоянии
как всего народа, так и конкретного человека.
С отрицанием «преданий старцев» саддукеи отвергали
также богодухновенные Книги, написанные после проро-
ка Моисея. Отвержение книг Пророков, изобиловавших
мессианскими идеями, привело к тому, что саддукеи
остались в стороне от эсхатологических чаяний еврей-
ского народа. Кроме того, в пророческих книгах выража-
ется надежда на спасение народа через дом Давида, что
саддукеям, как потомкам священнического рода, видев-
шим в потомках Давида самых серьезных соперников, не
могло не казаться опасным.
Естественно, что идеи саддукеев не могли устоять вне
Иерусалима и его Храма, и потому свое существование
секта окончила с разрушением Иерусалимского Храма
в 70 г. по Р.Х. В VIII в. по Р.Х., однако, была предпри-
нята попытка оживить древнее учение — возглавил это
движение Анан бен-Давид (740-800), живший в Багда-
де. Его последователи, караимы, существуют и в насто-
ящее время.
Что касается нравственности саддукеев, то об этом
можно сказать очень немногое, так как сведений об этой
стороне жизни секты почти не сохранилось. В книге
«Иудейские древности» Иосиф Флавий приводит еще
один пример, характеризующий нравственность саддуке-
ев, основанную на Законе. Во время внутренних нестрое-
ний, когда страна была ослаблена гражданской войной,