Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
363
ный этим, начал бросать в первосвященника яблоки, ко-
торые держал во время молитвы в руках. Разгневанный
царь приказал вооруженной страже усмирить взбунто-
вавшийся народ. Вспыхнувшим конфликтом была нача-
та уже упоминавшаяся война саддукеев и фарисеев, окон-
чившаяся полной победой первых.
Этот случай показывает, что саддукеи не были совсем
равнодушны (как это пытаются доказать некоторые исто-
рики) к вероучительным и обрядовым вопросам. Естест-
венно, что положение светских правителей накладыва-
ло свой отпечаток, но делать из этого вывод о безрелиги-
озности, материализме саддукейства вовсе не следует.
Интересно следующее утверждение Талмуда, осужда-
ющее саддукеев: для них-де вопрос о ритуальной чистоте
жертвенного ножа важнее вопроса об убийстве человека.
Жертвоприношения для саддукеев являлись гаран-
тией прощения грехов и, исходя из этого, гарантией ми-
лости Божией. Небезынтересен один случай, описанный
Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Во время осады
Иерусалима римскими войсками во главе с Помпеем, в
Храме ежедневно совершались богослужения. Иудеи «под
самым жестоким градом камней и стрел не упускали ни
одного малейшего обряда их богослужения... соверша-
лись со всей пунктуальностью ежедневные жертвопри-
ношения, омовения и вообще весь порядок богослуже-
ния. Даже после взятия Храма, когда кровь их лилась
ежедневно вокруг алтаря, они не переставали совершать
обычное богослужение. <...> Здесь-то многие священни-
ки, при виде неприятелей, устремившихся на них с об-
наженными мечами, неустрашимо оставались на своих
постах, продолжая свое служение».
Из отрицания саддукеями устного предания исходит
миропонимание секты. Как известно, саддукеи не верили
в воскресение (см.: Мф. 22, 23) и в существование ангель-
ского мира, так как Тора ничего определенного об этом не
говорит. Таким образом, саддукеи стояли на почве более