Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
362 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
ни на злые, ни на добрые. Выбор между добром и злом
предоставлен вполне свободной воле человека, и каждый
по своему собственному усмотрению переходит на ту или
другую сторону. Точно так же они отрицают бессмертие
души и всякое загробное воздаяние. Фарисеи сильно пре-
даны друг другу и, действуя соединенными силами, стре-
мятся к общему благу. Отношения же саддукеев между
собой суровые и грубые; и даже со своими единомышлен-
никами они обращаются, как с чужими»... «По учению
саддукеев, души людей умирают вместе с телом; они не
признают никаких других постановлений, кроме поста-
новлений Закона. Они считают даже похвальным высту-
пать против учителей своей собственной философской
школы. Это учение распространено среди немногих лиц,
притом принадлежащих к особенно знатным родам.
Впрочем, влияние их настолько ничтожно, что о нем и
говорить не стоит. Когда они занимают правительствен-
ные должности, что случается, впрочем, редко и лишь по
принуждению, то саддукеи примыкают к фарисеям, ибо
иначе они не были бы терпимы простонародьем».
Итак, одним из центральных мест учения саддукеев
являлось отношение к Закону. Саддукеи были строгими
ревнителями Пятикнижия, в котором видели все необхо-
димое для развития как духовной, так и материальной
жизни. Все многообразие устного Закона, выразившего-
ся в так называемых преданиях старцев, было ими от-
вергнуто, как не имевшее основания в книгах пророка
Моисея.
Для иллюстрации религиозного консерватизма сад-
дукеев очень показателен случай, произошедший в I в. до
Р.Х. Во время праздника Кущей царь-первосвященник
Александр Яннай, саддукей по убеждению, отказался
исполнить обряд возлияния воды на алтарь, так как это
не было оговорено в Моисеевом законодательстве. Подан-
ную ему в серебряной чаше воду он, вместо того чтобы
возлить на алтарь, вылил на землю. Народ, возмущен-