Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
360 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
камень в основание секты саддукеев, которая получила
свое оформление как раз в рассматриваемый период.
Все это привело к тому, что к концу Хасмонейского
периода единой формы Моисеевой богооткровенной ре-
лигии не было: существовали резко отличающиеся друг от
друга ее направления, называемые Иосифом Флавием
«философскими» школами, а Новым Заветом — сектами.
САДДУКЕИ
Истоки этой секты уходят корнями в глубь еврейской
истории.
Однако следует отметить, что существует двоякое тол-
кование этимологии слова саддукеи. Кумранская версия
ведет происхождение слова от Садока, ученика знамени-
того еврейского книжника Антигона Сохо. Известный
исследователь кумранских рукописей И. Тантлевский
отождествляет Садока и Антигона. Исходя из этого, он
делает вывод, что ессеи и фарисеи имеют общее проис-
хождение. Другая версия говорит о том, что саддукеи ве-
дут свое название от Садока, жившего во дни царей Да-
вида и Соломона.
В допленный период садокиды ничем не выделялись
на фоне достаточно однородной религиозной жизни ев-
рейской общины. Пользуясь привилегиями столичного
священства, они образовали влиятельную аристократи-
ческую партию, которая имела огромный вес как в ре-
лигиозных, так и в политических делах. Плен Вавилон-
ский, послуживший толчком к оживлению религиозной
жизни еврейского народа, отразился и на развитии сад-
дукеев. Как упоминалось ранее, деятельность Ездры и
Неемии не всеми была воспринята одобрительно. Бук-
вально с первых шагов религиозной реформы появляет-
ся оппозиционная партия, к которой примкнул первосвя-
щеннический род. Именно с этого времени саддукейство
можно рассматривать как религиозную секту. Постройка
Храма позволила им укрепить свое положение в возро-