Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
359
гословия. Вавилону же обязана своим возникновением и
каббала — это мистическое направление иудаизма вряд
ли где-нибудь еще могло иметь свои корни, ибо легко про-
слеживается связь между учением каббалы и древними
восточными мистериями, которыми так славился Ва-
вилон.
Для толкования Торы были образованы богословские
школы, которые проделали огромную работу по изучению
Закона и по применению его к новым условиям жизни.
Плен Вавилонский понимался как наказание за отступ-
ление от Бога и Его заповедей.
Первым шагом в данном направлении было расторже-
ние браков с иноплеменниками, что явно противоречило
призывам последних Пророков, предвещавших Израилю
великое будущее в свете не национально-замкнутой ре-
лигии, а в свете религии, которую воспримет и языче-
ский мир.
В дальнейшем политика национальной замкнутости
приведет к возникновению сект фарисеев и ессеев. По-
следствия такой национальной политики отразились и
на взаимоотношениях с самарянами — народом, име-
ющим общие корни с иудеями. Самаряне были отвергну-
ты Ездрой при постройке Иерусалимского Храма и с тех
пор сделались врагами Иудеи.
Далее, рассматривая книги Ездры и Неемии, следует
обратить внимание на один интересный момент: в таком
важном деле, как религиозная реформа, совершенно не
участвует первосвященник — лишь вскользь в Библии
упоминается его имя. Фактически он был отстранен от
своих дел и потому был вынужден искать защиту в оппо-
зиционном Ездре и Неемии лагере. Как известно, не всем
иудеям реформы пришлись по душе. Почти сразу возник-
ла партия противников, в основном состоящая из ари-
стократических богатых семей, к которой и примкнул
первосвященнический род. Этим был положен первый