Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
3 58 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Пока в Иерусалиме действовал правильный культ, иудей
диаспоры мог спокойно жить где угодно, чувствуя, что
связь между ним и Небом существует.
Интересно, что даже в период плена Вавилонского бо-
гатые иудеи находили возможность хоронить своих усоп-
ших в Иерусалиме, как о том свидетельствуют раскопки
Г. Баркая. Такое видение дел и дало возможность иуде-
ям рассеяния оставаться частью общины вне пределов
Иерусалима. Более того, крупная колония в Вавилоне
практически руководила религиозными реформами в
Иудее. Пользуясь своими связями и влиянием при дворе,
вавилонские иудеи явились мощной финансовой, полити-
ческой и, главным образом, идеологической опорой ре-
форм. Так, именно стараниями диаспоры царь Дарий I
отменил повеление Артаксеркса, т.е. Камбиза II, о пре-
кращении постройки Храма (в связи с доносом враждеб-
ных Иудее самарян) и подтвердил указ царя Кира II о до-
ме Божием, что в Иерусалиме (ср.: 1 Езд. 1,4). Деятель-
ность таких известных личностей, как Ездра и Неемия,
так^ке была напрямую связана с Вавилоном.
Таким образом, вавилонская диаспора сыграла огром-
ную роль в становлении религии послепленного Израиля.
Именно в Вавилоне, вдалеке от Иерусалима, происходи-
ло «перерождение» иудейской догматики, культа, обы-
чаев. Жизнь еврея диаспоры была гораздо строже в рели-
гиозном и нравственном отношении, чем жизнь еврея Па-
лестины. Вавилонские иудейские общины были богаты и
влиятельны. В то же время они привыкли ревниво обере-
гать от окружающей среды свою самобытность. Если для
палестинского еврея брак с самарянкой был только неудо-
бен, то для вавилонского — супружеские связи с языч-
ницами были уже совершенно недопустимы.
Именно Вавилону иудаизм обязан возникновением
Талмуда: его вавилонская редакция (Талмуд Бавли) лег-
ла в основу классических произведений еврейского бо-