Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
355
сящиеся непосредственно к кумранскои общине («Устав
общины », « Текст двух колонок », « Война сынов света про-
тив сынов тьмы», гимны или благодарственные молитвы,
«Медный свиток» и др.). Кроме того, среди рукописей из
Вади-Мурабба'ат обнаружены деловые и хозяйственные
документы.
Прежде всего отмечается существенное различие меж-
ду библейскими рукописями, найденными в Кумране и
в пещерах Вади-Мурабба'ат. В то время как кумранские
рукописи, написанные до 68 г. по Р.Х., в большей или
меньшей мере расходятся с масоретским текстом, руко-
писи из Вади-Мурабба'ат, напротив, весьма близки к ма-
соретской традиции. Это подтверждает факт составления
масоретского канона в конце I в. по Р.X.
Библейские рукописи Кумрана представлены тремя
текстуальными традициями. Большая часть рукописей
принадлежит к первой, так называемой протомасорет-
ской, традиции. Наиболее интересными рукописями
этой группы являются два свитка Книги пророка Исайи,
из первой пещеры. При сопоставлении с масоретским тек-
стом свиток обнаруживает более тысячи расхождений,
неодинаковых по своему значению.
Вторую традицию представляют кумранские рукопи-
си, совпадающие с текстом греческого перевода Библии —
с Септуагинтой. К этой группе рукописей, происходящих
из четвертой пещеры, относятся отрывки из ветхозавет-
ных книг. Среди них: Исход, Числа, Второзаконие, Пер-
вая и Вторая книги Царств и Книга пророка Иеремии.
К третьей традиции относятся так называемые про-
тосамаритянские (протосамарянские) тексты.
Отсюда вытекает, что, благодаря уже известным руко-
писям библейских книг из Кумрана и Вади-Мурабба'ат,
установлен факт кардинальной важности — наличие
основных и сосуществовавших версий библейского тек-
ста: протомасоретской, еврейского архетипа Септуагин-
ты и протосамарянской.