Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
342 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
контракты, условия, долговые обязательства, докумен-
ты на мену, на выдачи, относятся к брачному праву, к
праву дарения и тому подобному. Согласно наиболее по-
здним документам архива (ок. 405 до Р.Х.), главы эле-
фантинской общины иудеев были смещены (папирус го-
ворит: «Больше власти у них не будет здесь»), но иудеев
и после ухода персов не тронули.
Находки, сходные с элефантинскими, были сделаны
в ноябре 1945 г. в некрополе Гермуполя: в большей час-
ти сосудов находились мумии ибисов, но восемь сосудов
содержали арамейские папирусы с печатями времени ца-
ря Дария I. Тексты, сходные с элефантинскими и по язы-
ку, и по стилю, представляют собой торговую переписку
одной иудейской семьи с другими иудейскими колония-
ми Египта, находившимися на Элефантине, в Абидосе,
Ахмиме, Дахсхуре и Файюме. Населяли их потомки вои-
нов, нанятых Псамметихом II в 595 г. до Р.Х. для войны с
Эфиопией. Письма этой семьи — с благословением от язы-
ческих божеств, в семье есть носители египетских имен,
божества и семитские, и египетские — все это как нельзя
лучше говорит о духовной жизни иудеев Египта време-
ни персидского завоевания. О ней же говорит и такой ма-
лоизвестный факт: в 170 г. до Р.Х. некто Иехония (греч.
Ония), из рода первосвященнического, бежал в Египет.
Здесь он выпросил себе во временное пользование остав-
ленный храм, посвященный богине Бастет, священным
животным которой была кошка. Там Иехония построил
крепость и обустроил храм, отличавшийся от Иеруса-
лимского некоторыми египетскими особенностями,—
например высокой, в тридцать метров, башней у входа.
Находился храм в Леонтополе, рядом с «великим горо-
дом» Он (Илиополь). Храм этот просуществовал вплоть до
его уничтожения в 73 г. по Р.Х. римлянами, решившими
после разрушения Храма Иерусалимского уничтожить и
это место иудейского богослужения.