Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПОСЛЕПЛЕННЫЙ ПЕРИОД
341
им потому, что там приносили в жертву овец и агнцев, а
на самой Элефантине богом-покровителем был Хнум,
имевший символом овна,— Ш. КлермонТанно нашел на
острове кладбище священных овнов. Обращение к перво-
священнику осталось без ответа по понятной причине: в
это время уже существовал Второй Храм, а храмов вне
Иерусалима не могло быть. Персидская власть в лице Ба-
гоя и сыновей Санаваллата откликнулась на просьбу, и
небольшой папирус от имени Багоя и Делаии уполномо-
чивает ходатайствовать от их имени пред наместником
Египта Аршамом о разрешении отстроить святилище и
приносить в нем жертвы и совершать каждения, но не все-
сожжения и не кровавые жертвы. Едва ли иудеи смогли
воспользоваться этим разрешением — Египет, вероятно,
в том же году сделался самостоятельным. Следует обра-
тить внимание на то, что данные папируса сходятся с дан-
ными, известными нам из других источников. Первосвя-
щенник Иоханан (Иегоханан) известен Иосифу Флавию:
он — предшественник Иаддуя, при котором Александр
Македонский вступил в Иерусалим. Он известен тем, что
убил в самом Храме своего брата Иисуса, что вызвало вме-
шательство Багоя. Анания, возможно, потомок царского
рода, упоминаемый в тексте Писания (см.: 1 Пар. 3, 24).
Остальные папирусы, кроме частной деловой перепис-
ки, содержат отрывки арамейского извода Бехистунской
надписи Дария I. Среди деловых документов и писем
обращает на себя внимание небольшое послание к тому же
«[Иедо]нии и его сотоварищам, во[йску и]удейскому» со
стороны Анании, от пятого года Дария, передающее цар-
ский приказ Аршаму, чтобы иудеи в Египте «от пятнад-
цатого до двадцать первого дня [нисана]» были чисты и
благоговейны, не работали и ели опресноки. Анания здесь
выступает персидским уполномоченным, как Неемия в
Иерусалиме. Несколько документов перечисляют имена
с пожертвованиями, каждый раз двух сиклей серебра,
«для Бога Ягу». Другие папирусы представляют собой