Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
338 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
что в очередной раз подтверждает библейские свидетель-
ства о том, что постановление Закона Моисеева о едином
месте ветхозаветного культа не выполнялось. Имена, упо-
минаемые в папирусах, обычные еврейские: Иедония, На-
фан, Менаим, Анания, Азария, Захария и др., но встре-
чаются и египетские,— например Петихнум, отец Осии.
Последнее сочетание имен давало некоторым исследова-
телям основание для предположения о том, что Осия, сын
Петихнума, был египтянином-прозелитом. Судя по эле-
фантинским находкам, таковых было немало. Так, еги-
петский архитектор Несугор, женившись на иудеянке,
сделался Нафаном.
О религиозных воззрениях колонистов и, соответст-
венно, о духовном облике их отцов — свидетелей разру-
шения Иерусалима и современников пророка Иеремии —
говорит тот поразительный факт, что монотеизм их не
был безусловным: кроме Ягу, упоминаются, прямо или
косвенно, четыре божества. Согласно одному документу,
у воина-наемника — древнееврейские, ветхозаветные имя
и отчество: Махсейя, сын Иедонии, но его соседями были
египтянин и хорезмиец, а дочь его в первом браке была
замужем за египтянином Пиа, сыном Пехи, и одна из
внучек Махсейи носила египетское имя Исивери. Воины-
иудеи поклонялись не только Богу Израилеву, но и ха-
наанейским божествам Анат-Бейт-эль, Эшем-Бейт-эль и
др., а также египетским богам Тоту и Гору. Сами себя ко-
лонисты называют и иудеями, и арамеями,— не акцен-
тируя, как их соплеменник Ездра, исключительность
этнической составляющей ветхозаветной Церкви. Не при-
шла к ним и еще одна особенность послепленного време-
ни: имя Божие полностью прописывалось в теофорных
именах, давая возможность его полной огласовки как
Yahuh. Язык текстов — арамейский, близкий к талмуди-
ческому. Он, судя по всему, уже стал общеупотребитель-
ным, что и объясняет наличие многих арамеизмов в Пер-
вой книге Ездры.