Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПОСЛЕПЛЕННЫЙ ПЕРИОД
335
же ряд ручек с клеймами из раскопок у Рамат-Рахел с
надписью Иудея и именами областеначальников Иудеи
после Зоровавеля, некоторые из них являлись (с боль-
шой степенью вероятности) членами его семьи. Интерес-
ная печать принадлежит «Шеломите, служанке областе-
начальника»; очевидно, Шеломита (Шеломиф) — это
упомянутая в тексте Писания (см.: 1 Пар. 3, 19) дочь Зо-
ровавеля. Прибывший в Иерусалим в 445 г. до Р.Х. цар-
ский виночерпий Неемия везде уже именуется пеха, т.е.
правителем области (см.: 1 Езд. 5, 14). Другое же его на-
именование — тиршафа (перс, тарсата — «почтен-
ный» — от тарсата — «бояться», т.е. это нечто вроде
«его превосходительства»). Однако гражданское правле-
ние в Иудее продлилось недолго — социально-политиче-
ский организм, основным стержнем которого был Храм
Бога Израилева, должен был возглавляться священни-
ком. Так это было в гражданско-храмовых общинах в Пес-
синунте, Зеле, Ольбе и др., возглавляемых жрецами. Так
это и стало в конце V в. до Р.Х. в иерусалимской граждан-
ско-храмовой общине, которую возглавили первосвящен-
ники, а в IV в. до Р.Х., по всей вероятности, им также бы-
ли переданы полномочия наместников провинции Иудея.
В это время был построен Второй Храм Иерусалим-
ский. От него, как известно, ничего не осталось, кроме за-
падной стены (Стены плача), нижние ярусы которой со-
хранили примитивную кладку персидского времени,—
эти ряды найдены ниже уровня дневной поверхности, в
тридцати метрах к северу от юго-восточного угла Храмо-
вой платформы. О том, как же выглядел Храм, может дать
представлениекумранский «Храмовойсвиток», который
хотя и говорит о Храме мессианского времени, однако под-
черкивает, что обрядовая сторона останется неизменной,
т.е. такой же, как и во время составления этого текста.
Согласно «Храмовому свитку», жертвенник был сло-
жен из камня; на месте, где в Храме Соломоновом было