Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
332 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
объединившей лишь около 20 % населения Иудеи, причем
члены общины не селились компактно, на единой терри-
тории, а проживали в трех обособленных друг от друга
округах, между которыми и внутри которых находились
обширные территории, населенные иноплеменниками.
После середины V в. до Р.Х. численность общинников
возросла почти до 150 000 человек, что составляло уже
около 70 % населения Иудеи, а община занимала теперь
шесть отдельных округов.
Из колен сохранились только левиты, а основной еди-
ницей остальных иудеев стал бейт-аб. Таких единиц до се-
редины V в. до Р.Х. было семнадцать, а позже стало три-
дцать две. Бейт-аб отличался теперь большим численным
составом (до 1 000 мужчин) и сложной внутренней струк-
турой, ибо включал многочисленные, родственные меж-
ду собой, большие и малые семьи. У каждого бейт-аб были
своя родословная и свое название, которое входило также
в полное именование члена общины. Принадлежность че-
ловека к бейт-аб выражалась словом бен («сын»), а слово
ах («брат») обозначало всех членов коллектива, связан-
ных обязанностью взаимопомощи и коллективной ответ-
ственности (см.: Мф. 12, 46). Жизнью и деятельностью
бейт-аб руководил рош, cap («глава»), имевший право
контроля над семьями в коллективе, распоряжения их
трудом и частью их доходов. Сообщение о том, что в горо-
дах Иудеи жили... каждый в своем уделе (Неем. 11,3,
20), говорит о том, что земля находилась в неотчуждаемой
собственности бейт-аб, ибо термин ахузза, нахала, как
уже отмечалось, обозначал земельную собственность, ко-
торая не была отчуждаема или могла быть отчуждаема
лишь в пределах этой группы. Земля каждого бейт-аб бы-
ла разделена на наделы, в основном средние и мелкие, на-
ходившиеся в наследственном владении семей данного кол-
лектива. Однако упоминания, правда редкие, терминов,
обозначающих купленные земли, свидетельствуют о по-