Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
328 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
на религиозное и этническое преемство с допленным Из-
раилем), носили теофорные имена. Такое же теофорное
имя (Товийягу) носили и вышеупомянутые правители об-
ласти Аммон, населенной в допленное время по большей
части заиорданскими коленами. Это дает возможность
предположить, что напряженные отношения между по-
томками простонародья, не уведенного в плен, и прави-
телями вернувшихся на Святую Землю обусловлены бы-
ли нежеланием последних признавать принадлежность к
народу Божию жителей Самарии и Аммона, практиковав-
ших к тому же синкретические формы почитания Бога
Израилева.
Упоминаемый Неемией Тешем Аравитянин (Неем.
2, 19; см.: Неем. 6, 1-6) — это, по всей вероятности, царь
Кедара, полунезависимого арабского царства на окраи-
не Палестины; о нем свидетельствует серебряная чаша,
найденная на северо-востоке Дельты, имеющая надпись:
«Каину, сын Гашма, царя Кедарского» — и датирован-
ная не позднее 400 г. до Р.Х.
Формы самоуправления автономных образований бы-
ли определены их историческими традициями, отлича-
лись большим разнообразием, но особо важную группу
составляли гражданско-храмовые общины, одной из
которых была Иудея. Своеобразный социально-полити-
ческий организм, называемый гражданско-храмовой об-
щиной, был широко распространен во всех западных сат-
рапиях Ахеменидской державы — в Малой Азии (Комана,
Зела, Ольба и др.), Армении (Тордан, Ани и др.), Вавило-
нии (Вавилон, Ниппур, Урук и др.), Сирии (Бамбика,
Эмеса и др.) и Палестине. Уже в первой половине I тыся-
челетия до Р.Х. многие храмы в Междуречье и других
ближневосточных районах были освобождены от ряда
налогов. При Ахеменидах положение изменилось, одна-
ко и тогда храмы и храмовые города — Вавилон, Борсип-
па и др.— сохраняли свое самоуправление, более или ме-