Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПЛЕНА ВАВИЛОНСКОГО
317
ном звездами; на шее у него ожерелье, уши необыкновен-
но велики (у древних вавилонян именно уши считались
вместилищем разума и духа). На голове Мардука высокий
головной убор с короной из перьев. В правой опущенной
руке он держит топор, в левой — символы власти: жезл
и кольцо. Ноги Мардука погружены в
первозданный океан. Рядом с ним сто-
ит дракон Вавилона (см. рис. 104). При-
мерно так и выглядел идол на поле Де-
ире. Такого идола видел еще Геродот,
называвший Бел-Мардука Зевсом.
Еще одно событие периода плена Ва-
вилонского, умопомрачение Набонида,
становится понятным после опубли-
кования рукописей четвертой пещеры
Кумрана, в которых имеется несколько
отрывков на арамейском языке, отне-
сенныхк «циклуДаниила»: «Словамо[-
ли]твы, которую произнес Набонид, рис. Ю4. Изобра-
ца[рь] А[ссирии и Вави]лона, царь [ве- жение бога Бел-
ликий, когда был поражен] злой прока- Мардука
зой по велению Бо[га небе]с. В Тейме [го-
роде: злой проказой] я был поражен в течение семи лет, и
[...был] подобен я [...] и грех мой отпустил ясновидец, а он
[муж] иудейский и[з сынов вавилонского изгнания, и он]
по[ве]дал и написал, чтобы воздать почесть и вели[кое про-
славление] Бо[га небес.
И так он написал: "Когда] поражен был ты проказой
з[лой по велению Бога небес], в Тейме [городе] семь лет
молился [ты богам] (из) серебра и золота, [меди и желе-
за], дерева и камня, глины, потому что [ты по лага] л, что
богио[ни]..."».
Этот отрывок, содержащий интересные сведения о
пребывании царя Набонида в аравийской Тейме, позво-
ляет устранить ряд несоответствий, связанных с заменой
имени Набонида, постепенно изгладившегося из памяти