Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
316 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Итак, в Нововавилонском царстве отношение к плен-
ным было практически таким же, как и в Ассирии: плен-
ные иудеи были поселены на «царских землях» вдоль ка-
нала Ховар, а знатные иудеи были приняты во дворец —
сейчас даже найдены архивы придворной школы для де-
тей пленных аристократов. Все пленники получали ва-
вилонские имена. Так, пророк Даниил получил имя Вал-
тасар («Бел да покровительствует его жизни»), а его
совоспитанники Азария, Мисаил и Анания — Авденаго
(« служитель <бога> Набу »), Мисах (« кто как <бог> Аку »),
Седрах («повеление <бога> Аку»).
Все исторические события периода плена Вавилон-
ского, наиболее подробно описанные в Книге пророка Да-
ниила, имеют серьезные подтверждения данными биб-
лейской археологии.
В сообщении об истукане на поле Двире (ср.: Дан. 3,1)
долгое время не было понятно, что означает это на поле
Деире?Деир, или Дур9 было обычным обозначением кре-
пости в Междуречье. Таким образом, речь могла идти об
обширной городской площади внутри самого Вавилона.
Таких площадей было две: одна на севере города, а дру-
гая — перед огромным храмом Эсагилой. Скорее всего,
идол был поставлен именно на площади Эсагилы. Над пло-
щадью господствовал храм белого цвета с вычерненным
цоколем и голубыми зубцами, стоявший среди зелени, в
глубине двора, обнесенного массивной стеной. По сторо-
нам ворот возвышались башни, как у врат Иштар. Вход в
храм находился прямо против площади, и посетитель сра-
зу мог увидеть в глубине ниши, против входа, идола. Он
был поставлен так, чтобы первые лучи в день весеннего
равноденствия могли упасть прямо на лицо. Изваяние бы-
ло позолоченным.
Остатков самой статуи не сохранилось, но все же ар-
хеология дает о ней представление. Найденные в Вави-
лоне печати с посвятительными надписями IX в. до Р.Х.
описывают Бел-Мардука в длинном одеянии, украшен-