Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
314 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
который вначале был при дворе Синаххериба, а затем был
поставлен Асархаддоном над всею счетною частью цар-
ства своего и над всем домоправлением (Тов. 1, 21).
Для библеистов XIX в. это, казалось бы, неразрешимое
противоречие считалось достаточным основанием для со-
мнений в историчности повествования Книги Товита. Од-
нако в середине XX в. библейская археология в очеред-
ной раз подтвердила истинность Священного Писания.
Документ W 20 030, 7 из Урука, найденный при рас-
копках 1960 г., гласит: «... ученый Аба-Энлиль-дари,
которого арамеи называют Ахикаром». Как известно из
пространных списков ученых, служивших при дворе по-
следних ассирийских царей, они, подобно ученым сред-
невековой Европы, имевшим латинские фамилии, но-
сили, кроме личных имен, еще и шумерские псевдони-
мы, начинавшиеся со слова Аба. Согласно этим спискам,
Аба-Энлиль-дари имел еще и ассирийское имя: Манну -
кима-Эллиль-хатин. Столь вычурное и искусственное
имя вполне мог принять ученый-чужеземец, желавший
влиться в элиту тогдашнего общества. Вполне возможно,
Ахикар, которого Книга Товита называет виночерпием,
и есть тот виночерпий (библ. Рабсак) Синаххериба, кото-
рый, будучи израильтянином, высказывал по-еврейски
вслух народа (4 Цар. 18, 26) Иерусалима упреки Езекии
не только за союз с Египтом, но и за разрушение жертвен-
ников Богу Израилеву на высотах (см.: 4 Цар. 18,19-22).
То, что Рабсак, виночерпий, был, подобно Неемии, изра-
ильтянином, подтверждается не только преданием вет-
хозаветной Церкви, поддержанным в свое время блж. Фео-
доритом Кирским, но и самой речью Рабсака: во-первых,
указание на слабость Египта и на вред союза с ним даже
по букве напоминает слова пророка Иезекииля (см.: Иез.
29, 6-7), а по мысли вполне соответствует словам проро-
ка Исайи (см.: Ис. 30,1-7); во-вторых, только из уст жи-
теля Северного царства, чтившего Бога Израилева как раз
на высотах и в святилищах тельцов, могли звучать слова