Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПЛЕНА ВАВИЛОНСКОГО
313
а пленники из Лахиса были вынуждены воспевать перед
победителями от песней Сионских (Пс. 136, 3) (см. рис.
103): захватившие северные, израильские, земли асси-
рийцы со времен Тиглатпала-
сара III обычно поселяли плен-
ных на «царских землях».
Еще лучше была участь
уцелевших воинов,— соглас-
но одной ассирийской надпи-
си, Саргон II включил пятьде-
сят человек из числа пленных
израильтян в состав приви- Рис 103. Изображение
легированной части ассирий- поющих пленников
ского войска — колесничих.
Синаххериб включил в состав своего войска 30 000 луч-
ников, взятых в плен в ходе многих его походов. Извест-
но, что результатом такой политики было то, что в асси-
рийских войсках были целые полки, сформированные по
национальному признаку и представлявшие собою час-
ти войск тех государств, которые ассирийцами были ра-
нее захвачены.
Не худшей была участь людей знатных: согласно ас-
сирийским традициям их часто воспитывали при двор-
це, создавая себе, таким образом, покорную туземную
знать. Так, Синаххериб в своих «Анналах» сообщает: «Бел-
ибни, сына одного вавилонского вельможи, воспитанно-
го при моем дворе, я поставил царем Шумера и Аккада».
Книга Товита упоминает мудреца Ахикара, известного
на Востоке: Ахиахар же был и виночерпий и хранитель
перстня, и домоправитель и казначей; и Сахердан по-
ставил его вторым по себе (Тов. 1, 22). Существовавшая
с древних времен «Повесть об Ахикаре и племяннике его
Надаве», известная, кстати, Демокриту и Страбону, дол-
гое время считалась не имевшей под собой фактической ос-
новы. Однако в Книге Товита об Ахикаре (Ахиахаре) гово-
рится как о реальном человеке из колена Неффалимова,