Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ЦАРЕЙ
307
вилонского воевало против Иерусалима и против всех
городов Иудейских, которые еще оставались, против
Лахиса и Азеки; ибо из городов Иудейских сии только
оставались, как города укрепленные (Иер. 34, 7). Когда
Хошаягу говорит, что он не видит «огневых сигналов из
Азеки», он, возможно, имеет в виду, что этот город уже за-
хвачен неприятелем и поэтому больше не может подавать
световых сигналов. Это, в частности, показывает, что
в VI в. до Р.Х. существовала сигнальная система, а харак-
тер и тон писем отражают смятение в осажденной стра-
не. Предполагают, что все письма датируются 588 г.
до Р.Х. В письме 10 имеются слова «девятый год». Оче-
видно, речь идет о годе правления царя Седекии, т.е. о
том годе, когда Навуходоносор прибыл в Палестину, что-
бы начать ее покорение (см.: Иер. 39, 1).
Письмо 3 указывает на то, что в это время надежда на
помощь еще не угасла, в том числе на помощь Египта:
«А твоему слуге было донесено следующее: командир вой-
ска Хониягу, сын Эльнатана, пришел для того, чтобы
идти в Египет, и он послал к Годавиягу для того, чтобы по-
лучить... от него...». Далее Хошаягу продолжает: «А что
касается письма Товийягу, слуги царя, который послал к
Шаллуму, сыну Яддуиягу, через пророка сказать: "Бере-
гись!",— то твой слуга послал его твоему господину». Кто
был тем «пророком», который исполнял роль передатчи-
ка письма, неизвестно. Но из документов ясно, что важ-
ные письма широко распространялись. В письме 16 есть
еще одна ссылка на «пророка», но полностью имя его не
сохранилось. Осталось лишь окончание -ягу. Это — обыч-
ное окончание тех имен, которые в русском переводе окан-
чиваются на -ия. По мнению Дж. Райта, этого «пророка»
можно отождествить с Урией (Уриягу), о котором говорит-
ся у Иеремии (см.: Иер. 26, 20-23), но это сомнительно,
так как Урия был казнен Иоакимом еще до первой оса-
ды Иерусалима в 597 г. до Р.Х. Более вероятно, что речь
идет о самом пророке Иеремии, хотя точно доказать это