Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ЦАРЕЙ
299
еще более значительным скоплением находок — сосудов,
курильниц, статуэток, как антропоморфных (прежде все-
го фигурок богини-матери), так и зооморфных (лошадей
с дисками на лбу— «солнечных коней»). Примечательно,
что рядом находится долина сыновей Енномовых,— мес-
то средоточия языческих капищ в Иерусалиме этого пери-
ода (см.: Иер. 7,28-34). Еще одна находка, связанная с ре-
формой Иосии,— перстень с печатью Ханана, другого сы-
на вышеупомянутого первосвященника Хелкии (см. рис.
94; см. также цв. вклейку, илл. 15).
О глубине проникновения в народное сознание язы-
ческих представлений могут свидетельствовать находки
Рис. 95. Изображение божеств
в Кунтиллет-Аджруд (восточная часть Синайского полу-
острова). Здесь найдено множество граффити и вотивных
изображений культового характера, включая изображе-
ние на большом сосуде с древнееврейской надписью: «Са-
марийский Ягу и его Ашера» (см. рис. 95). То есть рели-
гиозное сознание человека того времени считало вполне
нормальным приписывать Израилеву Богу супругу.
О духовной жизни того времени говорят и другие на-
ходки: по многим высотам сохранялись рогатые жерт-
венники (см. цв. вклейку, илл. 16), а в Араде находился