Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ЦАРЕЙ
297
ли Тира. Царь Тира выступал в первую очередь как царь
сидонян (так он именуется в анналах ассирийских царей
и в посвятительной надписи царского наместника), но
столицей его все же был Тир. Известно также, что имя
упоминаемого в Книге пророка Иеремии священника Пас-
хора найдено было и на черепках храма в Араде.
Кроме этого неканонического святилища и множества
высот, в Иудее и в Иерусалиме в конце допленного перио-
да стали появляться и настоящие языческие капища,—
как об этом и говорит Священное Писание (см.: 4 Цар. 21,
2-7). Так, при раскопках Э. Штерна в Иерусалиме (1993)
было исследовано святилище Тел Дор (VIII-VI до Р.Х.).
Найденное в нем изображение финикийского корабля
говорит о языческом, ханаанейском характере совершав-
шегося в нем культа. О языческих симпатиях царя Озии,
желавшего самому приносить жертвы в Храме Соломоно-
вом (см.: 2 Пар. 26,16-20), говорят раскопки его загород-
ного дворца, в котором он жил, будучи поражен проказой:
во дворе этого массивного сооружения были в большом ко-
личестве найдены изображения Астарты. Такие же изобра-
жения, а также зооморфные статуэтки и антропоморф-
ные сосуды, характерные для ханаанейских культов, бы-
ли найдены Й. Шило при раскопках города Давида как
раз в слоях, относящихся к VII в. до Р.Х., т.е. ко време-
ни Разделенных царств.
Свидетельство Священного Писания о том, что во вре-
мена Царей был обожествлен медный змий, сделанный
Моисеем (см.: 4 Цар. 18, 4), подтверждается тем, что на
жертвеннике одного из неканонических святилищ того
времени был таклсе изображен змей. Нашло археологи-
ческое объяснение и сообщение о конях, которых стави-
ли цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень
(4 Цар. 23,11): именно такие изображения коней с солнеч-
ным диском во лбу были найдены в сирийских храмах бога
Солнца. Примечательно, что устанавливались они обычно