Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
296 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
всего, папирусными: именно этот материал чаще всего при-
менялся в Сиро-Палестинском регионе для письма, одна-
ко климатические условия в Сиро-Палестине, в отличие
от египетских, не позволяют сохраниться текстам на па-
пирусе, а в допленное время иудеи, находившиеся в зоне
египетского влияния, пергаментом для письма не пользо-
вались. Археологическим подтверждением данного фак-
та является наличие на оборотной стороне всех найденных
печатей допленного времени, налагавшихся на свиток,
четкого отпечатка папирусного листа. Этим, кстати, объ-
ясняется как то, почему пророк Иеремия повелевает Се-
раии бросить свиток своих пророчеств в Евфрат, привязав
к нему камень (см.: Иер. 51, 63),— ведь кожаный свиток
утонул бы безо всякого груза,— так и то, почему свиток,
виденный пророком Иезекиилем (см.: Иез. 2,10), был ис-
писан с двух сторон,— так часто поступали именно с папи-
русами. В силу этого обстоятельства надписи допленного
времени сохранились лишь на более долговечных мате-
риалах — глине, камне и даже серебре. В 1979 г. при рас-
копках долины сыновей Енномовых в Иерусалиме были
найдены две небольшие серебряные пластинки VII-VI вв.
до Р.Х., содержавшие текст священнического благосло-
вения (см.: Чис. 6, 24-26), написанного палеоеврейским
(финикийским) письмом, что, в частности, подтвержда-
ет раннюю фиксацию Закона, а следовательно, распро-
страненность в Иудее допленного времени фиксирован-
ного Священного Писания.
В ходе раскопок, но на этот раз в Финикии, было под-
тверждено еще одно место в Книге пророка Иеремии, вы-
зывавшее ранее возражения. Так, Пророк говорит о царе
Тира и царе Сидона (ср.: Иер. 27, 3; 25, 22), однако Си-
дон был разрушен филистимлянами. Сейчас известно,
что Сидон был к тому времени восстановлен, более того,
выражение царь сидонян было общим для правителей всей
Финикии, которыми со времен Хирама I были правите-