Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
294 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
агатовую печать: «Принадлежит Иезании, слуге царя»
(Иезания (Иезония) — военачальник Годолии [см.: 4 Цар.
25,23; Иер. 40,8]). О Годолии говорят и следующие слова
«Вавилонскойхроники» (НавуходоносораII): «Вседьмом
году в месяце кислимму царь Аккада созвал свое войско,
направился в страну Хатти и осадил город Иудеи <Иеру-
салим> и на второй день месяца аддару захватил город и
взял в плен царя. Он назначил туда царя, который был
[ему] по сердцу, получил тяжелую подать и послал [ее] в
Вавилон».
О последнем периоде существования Иудеи свидетель-
ствуют раскопки Иерусалима, производившиеся Й. Ши-
ло,— он раскопал остатки нескольких домов, стоявших
на террасах или у их подножия. Им было найдено много
предметов обихода и прекрасных керамических изделий;
в одном доме Шило нашел пятьдесят булл — привесных
печатей, со 132 древнееврейскими именами (см. цв. вклей-
ку, илл. 14). Эти глиняные буллы сохранились потому,
что оказались обожжены во время иерусалимского пожа-
ра, устроенного вавилонянами. Одна из печатей принад-
лежала пророку Варуху (Берехъягу бен-Нериягу), сыну
Нирии (см. рис. 88), другая — его брату Сераии (Серия-
гу бен-Нериягу) (см. рис. 89), третья — царскому писцу
Елисаму (Элишаму) (см.: Иер. 36, 12) (см. рис. 90), чет-
вертая — Иерамеилу (Иерахмиелю), сыну царя Иоаки-
ма (см.: Иер. 36, 26) (см. рис. 91), пятая — первосвящен-
нику Азарии (Азарьягу) (см.: 1 Пар. 6,13), сыну первосвя-
щенника Хелкии, нашедшего в Храме книгу закона
(4 Цар. 22, 8) (см. рис. 92). Хозяином еще одной печати
был Гемария (Гемарьягу бен-Шафан) (см. рис. 93), упо-
минаемый в Книге пророка Иеремии: на пятом году прав-
ления Иоакима, т.е. в 604 г. до Р.Х., когда Иеремия пред-
сказал разрушение Иерусалима, а Иоаким сжег свиток
его пророчеств (см.: Иер. 36, 20-26), Гемария, сын Са-
фанов, писец, в числе прочих упрашивал царя не делать
этого (см.: Иер. 36, 10-12, 25). Сами свитки были, скорее