Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
2 78 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
и в керамике фиксируется и в Мегиддо, и в Телль эль-Фа-
ре, и в ряде других городов. Данное обстоятельство крас-
норечиво подтверждает сообщение Священного Писания
о заселении Самарии представителями различных наро-
дов, переселенных сюда по повелению царя Ассирии (см.:
4 Цар. 17,24-41). Вся территория бывшего Северного цар-
ства была разделена на несколько непосредственно под-
чиненных Ассирии территориальных единиц со своими
главными городами, в том числе с Мегиддо и Самарией.
Последовавший за ассирийским завоеванием период
в Мегиддо документируется III слоем, показатели кото-
рого, по словам А. Мазара, типичны для рядового цент-
ра ассирийской провинции. Характерная для израиль-
ских городов круговая планировка с радиальными ули-
цами заменена ортогональным планом с параллельными
улицами, разделявшими кварталы. Жилые и админи-
стративные кварталы резиденции ассирийского намест-
ника располагались вблизи ворот. В планировке этих офи-
циальных сооружений очевидно сочетание ассирийских
и местных традиций с определенной доминантой первых:
в основу положен открытый двор, по всем четырем сто-
ронам которого находились ряды помещений. О превра-
щении Газера в ассирийскую крепость свидетельствуют
как архитектурные руины, так и керамические находки,
и даже два документа административного характера. Кро-
ме того, в Беф-Сане ассирийского времени были постро-
ены храмы Дагона и Астарты.
ИУДЕЯ
Царство Иудейское, бывшее преемником духовных
традиций державы Давида и Соломона, как государство
было значительно слабее, чем царство Израильское. Не-
большое по территории и населению, оно, однако, было
сильнее своим внутренним единством, обусловленным не
только преемственностью власти потомков Давида, но
и тем, что только колено Иудино, как свидетельствуют ар-